Машиностроение Украины и мира

Мировой рынок ветроэнергетического оборудования с 2013 года растет

Согласно оценке GWEA (Global Wind Energy Association), в 2013 г. установленные мощности мировой ветроэнергетики увеличились на 34-35 ГВт, что значительно ниже, чем в рекордном в истории отрасли 2012 г. Впервые с начала текущего тысячелетия снижение деловой активности на рынке ветроэнергетического оборудования наблюдалось как в КНР, так и в США – двух странах-лидерах ветроэнергетики в мире. В 2014 г., считает GWEA, наблюдалось улучшение положения в мировой ветроэнергетике (особенно в КНР, США и некоторых других странах), хотя и не столь значительное, как в 2012 г.; ожидаемый по итогам года прирост по сравнению с 2013 г. оценивается в 45-48 ГВт. Главным фактором роста мирового рынка ветроэнергетического оборудования в 2014 г., по мнению экспертов, являются масштабы оживления в рассматриваемой отрасли в США. Среди европейских стран рост установленных ветроэнергетических мощностей наблюдается в Германии и Великобритании, а также в Швеции, Дании, Финляндии, Польше и Турции. Признаки оживления отмечаются и в ветроэнергетике КНР.

В текущем десятилетии в развитие ветроэнергетики в Европе вовлечены не только такие крупные страны, как Германия, Италия, Испания и Франция, но и более мелкие государства Северной Европы (Норвегия, Финляндия) с различным ветровым потенциалом. В результате заметно меняются требования к поставщикам оборудования и разработчикам ветровых электростанций (например, растет спрос на более высокие башни). Ввод в эксплуатацию мощностей на континентальном шельфе, прежде всего, в Германии и Великобритании в 2014 г., оценивается в 2 ГВт.

Как ожидается, важным направлением развития европейской энергетики станет строительство ветровых электростанций на континентальном шельфе. С 2014 г. неплохие перспективы в этой сфере прогнозируются в Германии, что позволит в определенной степени компенсировать снижение деловой активности в наземной ветроэнергетике. В то же время в текущем десятилетии по решению властей европейских стран происходит сокращение программ развития шельфовой ветроэнергетики. В Германии первоначально намечался ввод в эксплуатацию 8 ГВт установленных мощностей шельфовой ветроэнергетики к 2020 г., но в 2014 г. данный целевой показатель был пересмотрен в сторону понижения до 6,5 ГВт. В Великобритании установленные мощности шельфовой ветроэнергетики к 2020 г. первоначально предполагалось довести до 18 ГВт, затем данный показатель был снижен до 10 ГВт, однако реалистичность выполнения и этой задачи вызывает серьезную обеспокоенность у ведущих экспертов.

В то же время долгосрочные перспективы развития европейской возобновляемой энергетики продолжают оставаться весьма амбициозными. Согласно последнему решению Еврокомиссии (январь 2014 г.), долю возобновляемых источников энергии в региональном энергобалансе предполагается увеличить до 20% к 2020 г. и 27% к 2030 г.

В 2012 г. доля ветроэнергетики в новых энергетических мощностях США составляла 44% по сравнению с 30% для газовой энергетики. В середине 2013 г. в ветроэнергетике США отмечалось резкое замедление темпов роста в связи с предполагавшейся отменой системы производственных и инвестиционных налоговых кредитов для объектов ветроэнергетики (PTC – production, investment tax credits), однако после ее фактического продления со II полугодия 2013 г. в отрасли началось значительное оживление.

Согласно экспертной оценке, продление системы производственных и инвестиционных налоговых кредитов позволит сохранить в ветроэнергетике США до 37 тыс. рабочих мест (общее число занятых в отрасли – 75 тыс.) и обеспечит загрузку примерно 500 компаний, обслуживающих эту отрасль. В соответствии с новыми правилами каждый поставщик электроэнергии, выработанной на ветроустановках, в течение 10 лет получает налоговый вычет в $23/МВт-ч.

В декабре 2013 г. компания Vestas Wind Systems (американское отделение датской группы Vestas, крупнейшего ми-рового поставщика ветровых турбин) получила заказы на поставку турбин совокупной мощностью 1344 МВт. В частности, заказы поступили от компаний (МВт) Enel Green Power North America (350), EDF Renewable Energy (220, $1,4 млн./МВт), а также два заказа (150 и 110 МВт) из шт. Техас.

Компания Vestas Wind Systems намеревается укрепить позиции на мировом рынке турбин для шельфовых ветроэлектростанций. С этой целью с сентября 2013 г. функционирует ее СП с японской фирмой Mitsubishi Heavy Industries. Недавно американская компания завершила разработку турбины V164 (номинальная мощность – 8 МВт, диаметр ротора – 164 м), первые заказы на которую предполагалось получить в 2014 г.

По мнению большинства экспертов, состояние ветроэнергетики США в 2014-2015 гг. может быть оценено значительно оптимистичнее, чем в 2013 г. Компания Navigant Consulting рассчитывала на дальнейший рост установленных ветроэнергетических мощностей в стране по итогам 2014 г., хотя и не такой сильный, как в 2012 г.

Siemens Energy Wind Power Americas ожидает роста притока заказов на ветровые турбины, MidAmerican Energy на-меревалась в 2014 г. ввести в эксплуатацию в шт. Айова 500 МВт новых установленных мощностей.

В завершающей стадии строительства у Iberdrola Renewables находятся более 500 МВт мощностей ветроэнергетики, в том числе ветропарк Baffin Wind Farm, который после расширения станет крупнейшим в мире объектом возобновляемой энергетики. Acciona Energy North America в 2014 г. значительно расширила масштабы предоставления услуг для ветровой и солнечной энергетики, в том числе по техническому обслуживанию объектов этих отраслей.

В США активно обсуждается вопрос о применении долгосрочных налоговых льгот для стимулирования роста национальной ветроэнергетики (и возобновляемой энергетики в целом). Существующая система стимулирования (на базе производственных и инвестиционных налоговых кредитов) считается чрезмерно усложненной, малопредсказуемой и не создающей у потенциальных инвесторов достаточной уверенности в благоприятных долгосрочных перспективах развития отрасли. В этой связи предлагается, в частности, вместо существующих налоговых льгот ввести две новые – для предприятий по выработке электроэнергии из возобновляемых источников и поставщиков соответствующих видов топлива для различных транспортных средств. В первом случае в качестве главного критерия предоставления налоговой льготы предлагается ис-пользовать экологическую чистоту технологии, применяемой для выработки электроэнергии (объем вредных выбросов на 1 кВт-ч вырабатываемой электроэнергии).

Ветроэнергетика Канады развивается весьма успешно. Согласно данным Национальной ассоциации ветроэнергетики CanWEA (Canadian Wind Energy Association), в 2013 г. прирост установленных мощностей отрасли равнялся 1,6 ГВт, в конце года эти мощности составляли 7,8 ГВт, а в 2016 г., по прогнозу, достигнут 12 ГВт. Наиболее развитой ветроэнергетикой в Канаде располагают пров. Квебек и Онтарио – в каждой насчитывается примерно по 2,5 ГВт установленных мощностей. В 2014 г. в пров. Квебек установленные мощности, как полагали, вырастут на 1,5 ГВт, а в пров. Онтарио – на 1 ГВт (в 2014-2015 гг.). В пров. Альберта установленные мощности в 2014 г., по оценке, достигли 1,1 ГВт, и имеются возможности увеличения данного показателя до 4 ГВт, однако их реализация сдерживается недостаточным развитием инфраструктуры.

В 2012 г. общий объем заказов на новые мощности ветроэнергетики в Канаде равнялся примерно 400 МВт, в 2013 г. данный показатель сократился почти до нуля, однако ближайшие перспективы развития ветроэнергетики Канады, по мнению компании Siemens, являются значительно более благоприятными, особенно в пров. Онтарио и Альберта. Согласно прогнозу, в 2012-2016 гг. ежегодный прирост установленных мощностей ветроэнергетики Канады составит в среднем 400-600 МВт, т. е. примерно треть от соответствующего показателя 2006-2010 гг.

С 2009 г. в Бразилии наблюдается ускоренное развитие национальной ветроэнергетики, что обусловлено, в частности, значительным потенциалом ветровой энергии в этой стране, а также аукционной системой отбора фирм на сооружение ветропарков, которая оказалась весьма удачной. В рамках этой системы каждая фирма проходит строгий отбор, особенно по финансовым возможностям, а после завершения аукциона с победителем заключается 20-летний контракт на закупку вырабатываемой электроэнергии по гарантированным тарифам.

В конце 2012 г. установленные мощности ветроэнергетики Бразилии равнялись примерно 2,5 ГВт (2% национального энергопотребления), что обеспечивает потребности примерно 4 млн. жилых домов. В 2012 г. в Бразилии началась эксплуатация 40 новых ветропарков суммарной мощностью более 1 ГВт (общее число занятых – 15 тыс.). Затраты на сооружение этих ветропарков равнялись $3,4 млрд., а в 2020 г. данный показатель, согласно прогнозу, достигнет $24,5 млрд. Согласно долгосрочной государственной программе, к 2020 г. установленные мощности ветроэнергетики Бразилии достигнут 16 ГВт. Наиболее серьезными проблемами на бразильском рынке ветроэнергетического оборудования являются недостаточное развитие инфраструктуры, а также сложности с локализацией производства комплектующих.

В Бразилии установленные мощности ветроэнергетики примерно вдвое превышают соответствующий суммарный показатель во всех остальных странах Латинской Америки. Компания Alstom считает, что ветроэнергетика Бразилии обладает огромным потенциалом дальнейшего роста.

Среди других стран Латинской Америки наиболее развитая ветроэнергетика существует в Мексике (в 2014 г. установленные мощности в этой стране должны были превысить 500 МВт), а также в Чили, Уругвае, Венесуэле, Пуэрто-Рико и Аргентине. Компания Siemens осуществляет сооружение ветропарков в Перу и Чили, а для компании Alstom наиболее перспективными являются рынки ветроэнергетического оборудования Уругвая, Перу и Чили.

В конце 2013 г. установленные мощности ветроэнергетики КНР составляли примерно 90 ГВт, в 2015 г. данный показатель предполагается довести до 100, а в 2020 г. – до 200 ГВт. Согласно данным Национальной ассоциации ветроэнергетики (China Wind Energy Association), в 2013 г. новые ветроэнергетические мощности достигли 16,1 ГВт, однако к национальной энергосистеме удалось подключить лишь 7,8 ГВт.

В условиях активного сооружения новых ветроэнергетических мощностей в КНР наиболее серьезной проблемой для отрасли является острая нехватка сетевой инфраструктуры, т. е. линий для передачи и распределения вырабатываемой электроэнергии. В этой связи в стране растут затраты на модернизацию инфраструктуры, а также осуществляются реформы в энергетике, направленные на децентрализацию управления отраслью.

По мнению GWEC (Global Wind Energy Council, Глобальный совет по ветроэнергетике), в 2014 г. наиболее динамич-ное развитие ветроэнергетики ожидалось в Мексике, Бразилии и ЮАР. Компания General Electric в 2014 г. намеревалась уделять особое внимание рынкам ветроэнергетического оборудования Бразилии, Германии, Турции, Великобритании и Индии. Alstom предполагает расширить предоставление различных услуг предприятиям ветроэнергетики, а также осуществлять модернизацию действующих объектов ветроэнергетики (как наземных, так и на континентальном шельфе). Кроме того, изучается возможность сооружения плавучих ветроэлектростанций в Европе и Японии, а также реализация крупных ветроэнергетических проектов (например, совместных проектов с компаниями Renova в Испании и EDF во Франции).

Одним из основных направлений развития мировой ветроэнергетики является создание электростанций на континентальном шельфе. После завершения реализации двух крупных проектов в Германии и Великобритании, вызвавшего сокращение притока заказов на ветроэнергетическое оборудование в эти странах, наибольшая активность наблюдается в шельфовой ветроэнергетике КНР, где, по мнению GWEC, в ближайшей перспективе можно ожидать особенно высоких темпов роста спроса на соответствующее оборудование.

В сфере шельфовой ветроэнергетики США пока отстают от вышеуказанных стран, однако в ближайшее время, по мнению руководства государственной программы U.S. Offshore Wind Collaborative, можно ожидать превращения многочисленных программ в реальные проекты. Наиболее крупными из разрабатываемых проектов являются шельфовые ветропарки Cape Wind и Deepwater Wind в шт. Массачусетс и Род-Айленд. По мнению компаний Siemens и Acciona, этим проектам предстоит серьезная проверка на техническую осуществимость и экономическую обоснованность. Cape Wind станет первым в США шельфовым ветропарком, стоимость его строительства оценивается примерно в $2,6 млрд. В состав ветропарка входят 130 ветровых турбин компании Siemens мощностью по 3,6 МВт, при средней загрузке ежегодная выработка электроэнергии на Cape Wind составит 1,6 ГВт-ч).

Сооружение ветропарка Deepwater Wind в составе пяти турбин Siemens было начато в 2014 г.; ветропарк обеспечит электроэнергией примерно 10 тыс. домашних хозяйств. В более отдаленной перспективе вдоль Атлантического побережья США ожидается строительство новых объектов шельфовой ветроэнергетики, в частности, трех ветропарков единичной мощностью по 1 ГВт (что обеспечит выработку электроэнергии примерно для 350 тыс. домохозяйств), а также более мощного ветропарка стоимостью более $4 млрд. (в его состав войдут 150-200 ветровых турбин).

Весной 2014 г. Министерство энергетики США выбрало три крупных проекта сооружения ветропарков, каждый из которых получит государственное финансирование в $47 млн. для оплаты работ по проектированию, сооружению и вводу в эксплуатацию. Кроме того, предполагается провести аукционы на шельфовые участки для ветроэлектростанций в шт. Мериленд, Массачусетс, Нью-Джерси, Северная Каролина и Орегон.

Япония по развитию шельфовой ветроэнергетики значительно отстала от ведущих стран. В этой стране с начала текущего десятилетия около Фукусимы функционирует небольшая плавучая ветроэлектростанция мощностью 2,5 МВт, а в 2014 г. предполагалось ввести в эксплуатацию полупогружную ветроэлектростанцию мощностью 7 МВт. Активный интерес к сооружению таких электростанций проявляют японские судоверфи, однако наиболее прочные позиции на этом рынке уже занимают их конкуренты из соседних стран, прежде всего, КНР и Республики Корея. (А. Брыкин, БИКИ/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version