Завод “ПСМА Рус” (Калуга), в который было инвестировано порядка 550 млн. евро, приостанавливает производство автомобилей Peugeot, Citroеn, Mitsubishi. Помимо этого с примерно 100 сотрудниками не будут перезаключены трудовые договоры. Причиной такого решения называется сложная ситуация на российском автомобильном рынке, резкое снижение продажи и прогнозы на дальнейшее падение спроса. Об этом сообщили в пресс-службе “ПСМА Рус”.
По официальной информации, с 27 апреля по 10 июля будет приостановлено производство моделей Citroеn C4 седан и Peugeot 408. Этот период времени будет трактоваться как простой и будет соответствующим образом оплачен сотрудникам.
Сотрудники, находящиеся в простое, будут получать 2/3 заработной платы.
Кроме того, с 27 апреля по 12 мая будет частично остановлено производство на линии внедорожников Mitsubishi Outlander и Mitsubishi Pajero Sport.
Все действия будут проводиться в соответствии с законодательством, подчеркнули в пресс-службе “ПСМА Рус”. “Такое происходило и раньше, производство на заводах будет возобновлено в указанные сроки, – заявил представитель завода Дмитрий Портанский. – Кардинально в стратегии марки ничего не меняется, но нам пришлось пойти на этот вынужденный шаг, отвечая на текущее состояние рынка.
Политика по сокращению издержек, а также работа по повышению уровня локализации и работы с поставщиками будет продолжена”.
Как пояснили в офисе компании Mitsubishi, с точки зрения производства у компании все идет по плану и количество заказов на производство новых автомобилей не изменено.
Между тем действия руководства калужского завода “ПСМА Рус” вызвали волну недовольства среди представителей местных профсоюзов. Члены Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА) намерены добиваться восстановления коллег, сокращение которых, по их мнению, осуществляется незаконно. “Со всеми уволенными сотрудниками были заключены срочные трудовые договоры, которые продлевались ежегодно, – рассказал профсоюзный организатор МПРА в Калуге Дмитрий Коженев. – У людей не было выбора, им предлагали подписывать именно такие договоры.
По нашей оценке, из порядка 2 тыс. сотрудников завода, 500 из которых – офисный и административный персонал, как минимум 600 человек оформлены по срочному трудовому договору, и именно они могут оказаться под ударом, когда наступит следующая череда сокращений”.
Коженев уверен, что первые 100 человек, которые вынуждены будут покинуть завод, – только начало и предприятие продолжит избавляться от персонала ограниченными партиями. “Сейчас такие действия “ПСМА Рус” вызвали большой общественный резонанс, поэтому, конечно, они не смогут сразу сократить большое количество людей, но я уверен, что эта практика продолжится, а рабочие оказываются совершенно не защищены, – говорит член профсоюза. – Все, что мы хотим, это лишь соблюдения законодательства России, оформления и заключения со всеми сотрудниками бессрочного трудового договора.
Если бы это было сделано сразу, при сокращении им бы полагалось три оклада, а сейчас получается, что им никто ничего не должен, их просто выкинули на улицу, а Минтруд закрывает на это глаза, хотя у нас уже был судебный прецедент и такие действия “ПСМА Рус” по отношению к двоим сотрудницам были признаны калужским судом незаконными”.
По заверению Коженева, МПРА продолжит работу над защитой членов и планирует проведение протестных акций в ближайшее время. При этом общественный деятель уверен, что, несмотря на тяжелое положение французских брэндов, предприятие в будущем продолжит работу в России и не будет сворачивать производство, как это произошло с General Motors.
В “ПСМА Рус” комментировать заявления профсоюзов не стали, отметив, что, несмотря на прилагаемые усилия, продолжающееся ухудшение ситуации на рынке вынуждает компанию принимать болезненные решения.
“Завод “ПСМА Рус” представляет собой ключевой актив обеих материнских компаний в России, которые подтверждают долгосрочные планы деятельности и развития локального производства в России, – сообщили в “ПСМА Рус”. – Имеющиеся производственные мощности позволяют в любое время увеличить объемы производства в соответствии с потенциалом рынка. Компании сохраняют планы в отношении пуска новых моделей в Калуге”.
С мнением, что ПСМА сохранит свое присутствие в России, согласны и ведущие эксперты.
“Несмотря на непростое положение, в котором оказалось производство, уход с российского рынка любого из трех брэндов, под которыми на калужском “ПСМА Рус” собираются автомобили, в обозримом будущем не состоится, – говорит директор по развитию автокредитования Локо-Банка Андрей Ермаков. – Для Mitsubishi Motors российский рынок стратегически важен, на него приходится более 7% мировых продаж легковых автомобилей, не так давно руководство компании заявило о том, что валютные скачки и временный спад продаж на рынке новых автомобилей не вынудят компанию уйти.
Если учесть масштабы и экономическую мощь “семьи” компаний Mitsubishi, то можно с уверенностью сказать, что при наличии воли и долгосрочных планов брэнд может сохранять присутствие на рынке даже при нулевых продажах десятилетиями. А воля и планы, судя по всему, есть, впрочем, и уровень продаж Mitsubishi в России пока что остается на должном уровне с учетом общего спада”.
Ермаков считает, что средства, вложенные в развитие производства и локализации в России, позволят Peugeot и Citroen удержать в стране.
“Peugeot и Citroen, по сравнению с Mitsubishi, российский рынок представляет значительно меньший интерес, поскольку на него приходится значительно меньший процент от мирового уровня продаж, – говорит эксперт. – Кроме того, именно брэнды Peugeot и Citroen на сегодняшний день входят в число лидеров антирейтинга по снижению уровня продаж в 2015 г.: по итогам февраля продажи упали на 84% и 83% соответственно. Вместе ими было продано всего 757 автомобилей вместо 4546 годом ранее. Тут стоит отметить, что даже подконтрольный Genaral Motors Opel продал в феврале на 155 машин больше.
Но в отличие от Opel и Chevrolet, Peugeot и Citroen на протяжении последних лет активно вкладывали средства в локализацию производства и переход с крупноузловой сборки на производство полного цикла.
Завод “ПСМА Рус” строился исходя из того, что у Peugeot и Citroen имеются долгосрочные планы развития на территории России и стран СНГ, поэтому сложно предположить, что брэнды уйдут с массового рынка так же легко, как это сделал GM”.
В свою очередь руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев считает, что действия “ПСМА Рус” по сокращению более щадящие по сравнению с массовыми сокращениями на АвтоВАЗе.
“Увольнение 100 человек при заявленной численности персонала 2400 человек – это достаточно щадящий шаг со стороны руководства предприятия, особенно, если сравнивать с сокращениями на АвтоВАЗе, где спад продаж привел к сокращению 20% сотрудников, а это порядка 1500 человек, – говорит Деев. – В условиях спада приостановка производства выглядит вполне логичным шагом, который позволит сократить издержки, избежать перепроизводства и распродать накопленные остатки продукции. При мощности 125 тыс. автомобилей в год “ПСМА Рус” даже при всем желании не способен обеспечить должный уровень продаж. Сейчас Peugeot и Citroen активно оптимизируют собственный штат, в том числе и в топ-менеджменте российских представительств, новое объединенное руководство приступило к работе с 1 апреля, с чем, судя по всему, и связана оптимизация штата завода”.
Эксперт обращает внимание, что приостановка производства на “ПСМА Рус” происходит уже второй раз за последние месяцы: впервые это случилось в связи продлением срока технических работ в декабре-январе.
“Ничего страшного приостановка не значит: для Peugeot, Citroen и тем более Mitsubishi российский рынок является стратегически важным, уходить с него компании не планировали, – полагает Деев. – В перспективе нельзя исключить шагов по дальнейшей оптимизации штата и сокращению производства вследствие сворачивания спроса на рынке новых автомобилей, однако по мере его восстановления предприятие имеет все шансы вернуться к проектной мощности”.
Недавно группа PSA Peugeot Citroen объявила о преобразовании организационной структуры коммерческого филиала в России Peugeot Citroen Rus. С 1 апреля позиции российских глав марок Peugeot, Citroen и DS объединяются, их руководителем назначен Фредерик Вюаран, занимавший с сентября 2013 г. пост главы марки Peugeot в России. В новой должности Вюаран будет курировать работу департаментов продаж каждой из трех марок, а также остальные департаменты марок, которые в рамках новой структуры объединяются по функциональному принципу.
Автомобили Peugeot Citroen собираются на мощностях ООО “ПСМА Рус” – автозавода, расположенного в Калуге в индустриальном парке “Росва”. Инвестиции в производство составили 550 млн. евро. Ранее предприятие выпускало машины в режиме крупноузловой сборки (SKD), с июля 2012 г. выпускает по полному производственному циклу Peugeot 408, с ноября 2012 г. – Mitsubishi Outlander. В апреле 2013 г. началось производство Citroen С4, в июле – Mitsubishi Pajero Sport. Производственные мощности предприятия позволяют выпускать до 125 тыс. автомобилей в год. Продажи Peugeot Citroen в России в феврале упали на 83,3%, до 757 автомобилей. В январе-феврале падение составило 79,6% до 1655 машин. (Газета.ru/Машиностроение Украины и мира)