Машиностроение Украины и мира

Россия: дилер Caterpillar Inc. рассказал о текущей ситуации на рынке

Александр Шишакин, генеральный директор компаний “Сахалин Машинери” и “Амур Машинери энд Сервисес”, являющихся официальными дилерами компании Caterpillar Inc. на территории Дальнего Востока и Сахалинской области, делится своим видением ситуации на рынке…

– Какие тенденции превалируют сегодня на рынке?

– Сегодняшняя политическая и экономическая ситуация не могла не оказать негативного влияния на рынок спецтехники. Однако на Дальнем Востоке это не так заметно: продолжается развитие крупных инфраструктурных проектов, потребность в строительном оборудовании сохраняется на довольно высоком уровне.

– Давайте поговорим об основных проблемах, которые на ваш взгляд, затрудняют развитие рынка в России?

– Думаю, есть много факторов, но один из самых серьезных – нестабильная ситуация в стране. Любой предприниматель, бизнесмен, инвестор хочет быть уверен, что его вложения окупятся. Спецтехника, как правило, это дорогостоящее оборудование, которое окупается не один год. Покупая технику, заказчик должен иметь долгосрочный контракт на выполнение тех или иных работ (как минимум на срок 3-5 лет). К сожалению, сейчас нет уверенности, что правила игры не поменяются. Я говорю о налогообложении, доступности кредитов, государственном контроле и финансировании, курсе валют и многом другом. Если бы у бизнеса была уверенность в будущем, хотя бы на среднесрочную перспективу, проблем с развитием рынка спецтехники было бы меньше.

– На ваш взгляд, как дальше будет развиваться рынок спецтехники?

– Существуют самые различные прогнозы относительно нашего будущего. Я склонен верить в более позитивный сценарий, так как ситуация на рынке Дальнего Востока обнадеживает. Руководство страны в последние годы уделяет большое внимание стратегии развития региона. Перспективных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке достаточно: создание газотранспортной системы “Сила Сибири”, строительство газоперерабатывающего завода под Благовещенском и ответвления трубопровода “Комсомольск-на-Амуре – Хабаровск” к нефтеперерабатывающему заводу “Роснефть”, модернизация Байкало-Амурской магистрали (БАМ-2), реализация Федеральной программы по освоению Курильских островов, строительство ГРЭС на Сахалине. Идет активное обновление инфраструктуры: автомобильных и железных дорог, электростанций, морских и воздушных портов.

Думаю, что с третьего квартала начнется восстановление экономики, и эта тенденция продолжится в 2016 г.

– Как ведут себя клиенты в кризис?

– Я не могу сказать, что мы сильно почувствовали на себе кризисные явления, все-таки ситуация не такая сложная, как была в 2008-2009 гг. Безусловно, заказчики пытаются сократить издержки и покупают меньше. Однако с конца прошлого года мы наблюдаем и другую тенденцию: конец 2014 г. ознаменовался для нашей компании большим объемом продаж новой и б/у техники по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. Это объясняется тем, что многие компании сейчас стараются вложить финансы в основные средства, в том числе и в строительную технику.

Также с середины 2014 г. наметилась тенденция к росту объема выручки от оказания сервисных услуг и продажи запасных частей. В не очень благоприятной экономической ситуации многие компании стремятся к оптимизации издержек и акцентируют внимание не на покупку новой техники, а на поддержание уже имеющегося парка.

– Является ли низкая цена решающим фактором для покупателей в принятии решений?

– Говоря о таком товаре, как строительная техника, нужно помнить, что важна не столько первоначальная стоимость машины, сколько расходы на ее последующее содержание: топливо, сервис, запасные части, потери от простоев.

Порой очень сложно убедить заказчика, что сэкономив сейчас, в будущем он потеряет больше на обслуживании машины. Специалисты “Сахалин Машинери” и “Амур Машинери” готовы посчитать стоимость эксплуатационных расходов в течение 5-7 лет, таким образом покупатель сможет увидеть не только цену машины, но и конечные затраты на ее содержание и принять взвешенное решение.

– Содержание большого количества техники на складе достаточно затратно для дилера. Как вы решаете эту проблему?

– В этом плане нам очень помогает производитель: понимая, что для дилеров сложно содержать большой парк техники, Caterpillar ввел новые процессы оптимизации производства и логистики. Были открыты большие складские площадки для техники Cat в Европе и Китае. В результате этих мероприятий ощутимо уменьшились сроки доставки техники. Такая же ситуация и с поставкой запасных частей: при отсутствии необходимых наименований на нашем складе, мы заказываем их с централизованного склада Caterpillar в Подмосковье (авиадоставка до Дальнего Востока занимает всего 3-5 дней).

Конечно, работать только под заказ невозможно, и какой-то минимум техники всегда должен быть на складе. Мы анализируем потребности заказчиков, поэтому самые востребованные модели, такие как гусеничные экскаваторы 320DL и 329DL, бульдозер D6R, погрузчик 950Н и колесный экскаватор M315D2, у нас всегда в наличии.

– На что дилеру нужно обратить внимание, чтобы быть успешным в 2015 г.?

– Как и в любое другое время, ключ к успеху один – соответствовать ожиданиям заказчиков в качестве техники, цене, сервисном обслуживании, обеспечению запасными частями.

Безусловно, “Амур Машинери” и “Сахалин Машинери” работают над тем, чтобы “быть в рынке”. Мы стали более клиентоориентированными: каждое предложение разрабатывается под конкретного заказчика, исходя из его потребностей и возможностей. Сейчас нами предлагаются интересные лизинговые схемы, большое внимание уделяется технической и информационной поддержке.

– Какая техника, по вашему мнению, нужна сейчас российскому рынку? На что обращают внимание в первую очередь покупатели?

– Техника Caterpillar! А если говорить серьезно, то сегодня компаниям строительной отрасли необходимо оборудование с минимальными эксплуатационными издержками и максимальной производительностью. Также заказчики стали более требовательны в отношении сервисного обслуживания и технической поддержки, наличия запасных частей. И мы готовы все это предоставить.

– Многие производители сегодня стремятся к локализации производства. Насколько вы заинтересованы в продаже оборудования, произведенного именно в России?

– Как дилеру мне в первую очередь важно, чтобы техника, которую мы продаем, была высокого качества и соответствовала ожиданиям заказчика. Страна выпуска не играет первостепенной роли. Если говорить о компании Caterpillar, то еще в 2002 г. было открыто производство в России. Завод в Тосно под Санкт-Петербургом специализируется на сборке экскаваторов и карьерных самосвалов и успешно поставляет продукцию на российский рынок.

С другой стороны, я понимаю, что сложно избежать современного процесса глобализации. Особенно, если учесть, что мы являемся дилером крупнейшего в мире производителя спецтехники. Caterpillar имеет более ста заводов по всему миру, и каждый специализируется на выпуске конкретных моделей машин и комплектующих. Это позволяет поддерживать максимально высокое качество выпускаемого оборудования.

– Ожидаете ли вы ужесточения конкуренции в нынешних условиях, или места на рынке по-прежнему всем хватит?

– Постоянно развивающаяся инфраструктура Дальнего Востока открывает большие возможности для продаж строительного оборудования. С другой стороны, предложение тоже велико: на сегодняшний день в регионе в той или иной мере представлены практически все мировые брэнды спецтехники. В данной ситуации от дилеров требуется все больше усилий, чтобы удержать уже имеющихся заказчиков и привлечь новых.

Я уверен, что в любых тяжелых обстоятельствах слабые уходят, а сильные становятся только сильнее. Это один из принципов рыночной экономики. Компании “Амур Машинери” и “Сахалин Машинери” успешно преодолели трудные 2008-2009 гг. и смогли значительно нарастить объем продаж в последующий период. Думаю, что и нынешняя ситуация послужит хорошим стимулом к развитию. (Экскаватор.ру/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version