За несколько дней до поглощения Alcatel-Lucent S.A. американский портал Bloomberg сообщил о намерении Nokia продать собственный картографический сервис Here. По предварительным оценкам, компания собиралась выручить $2 млрд. Оказалось, финансисты сильно недооценили актив.
На текущий момент наибольшим спросом в мире пользуются карты Google Maps. Собственная разработка Apple Maps достойно работает только в США, а карты от “Яндекса” – на территории СНГ. Составить настоящую конкуренцию Google смогла только финская компания Nokia, сумевшая выстроить сервис Here после поглощения Navteq в 2008 г. За годы работы из маленького подразделения вырос целый гигант: карты Here работают в 196 странах, в половине есть голосовая навигация, расписание общественного транспорта для 950 городов, а также подробные карты 90000 зданий. Доход за последний год составил свыше $1 млрд. при $30 млн. убытков.
Избавиться от столь значимого актива в компании решили после полноценной смены стратегии. В 2014 г. завершилась передача мобильного подразделения под управление Microsoft. Новые слухи о желании возродить производство смартфонов были оперативно опровергнуты лично руководством компании. Сейчас все, что связывает Nokia с прошлым – один планшет N1, будущее которого не совсем понятно. В компании взялись строить телекоммуникационный бизнес, что и стало причиной продажи картографического сервиса.
Так кто же может оказаться наиболее вероятным покупателем сервиса, и зачем каждой из компаний это нужно?
Apple. Одним из первых претендентов пресса называла компанию Apple. Собственный картографический сервис Apple Maps сильно отстает от конкурентов. Купертино удалось выстроить полезный сервис для крупных мировых – американских и европейских – столиц. На этом развитие сервиса затормозилось: за последние три года для Украины, к примеру, нормальных карт не сделали даже для Киева.
Nokia Here более информативны, и работают полноценно там, где шансов у Apple сейчас нет. Западные журналисты начали плодить слухи, что Тим Кук может приобрести сервис для развития карт. В 2013 г. Apple уже начала скупать стартапы в этом направлении – Embark, BroadMap, Locationary и HopStop, возможности которых были направлены на развитие Apple Maps. Приобретение карт Here стало бы логическим продолжением развития собственного картографического сервиса для американской корпорации. Особенно с учетом того, что на текущий момент у Apple имеется $194 млрд. накоплений, а тратить столь огромные деньги на поглощения в компании уже научились.
Facebook. Слухи вокруг Apple и Nokia были оперативно пресечены со стороны Марка Цукерберга и Facebook. Карты Here неожиданно появились в приложениях Instagram и Messenger 4 мая. Представители обеих компаний подтвердили, что на текущий момент проходит тестирование сервиса в веб-версиях и на операционной системе Android. Подтвердить информацию о будущей сделке не удалось, пока речь идет исключительно о совместном тестировании карт. Польза от карт Here для Facebook очевидна: ряд сервисов привязаны к геолокации.
Автомобильные компании. Едва ли не на следующий день The Wall Street Journal опубликовал новость о намерении нескольких крупных автомобильных компаний вместе приобрести сервис Nokia Here. Согласно источникам издания, между собой договорились представители BMW, Audi и Daimler. Неожиданным партнером была выбрана китайская компания Baidu. Представители сервиса заявили, что карты Here им нужны исключительно для работы на территории Китая. Автопроизводителям сервис необходим ввиду того, что собственные навигационные системы работают на порядок хуже Google Maps и других карт.
Uber. Уже 7 мая The New York Times по словам собственных источников удалось выяснить, что в гонку за приобретение карт Here вступил американский сервис вызова такси Uber. Журналисты издания заявили, что три разных источника назвали им потенциально возможную сумму для поглощения сервиса в $3 млрд.
Не так давно Uber начал заниматься разработкой собственной системы автопилотирования. Была запущена секретная лаборатория на базе института Карнеги-Меллон, собрана специальная группа ученных. По словам CEO компании Трэвиса Каланика, уже к 2020 г. в машинах Uber не будет водителей. Google работает над такой же системой, поэтому зависеть от их карт Каланик не желает.
Все против Google. Всего за две недели цена на карты Nokia Here выросла на целый миллиард до $3 млрд. Это все равно ниже, чем Nokia заплатила за Navteq в 2008 г., но цена далеко не окончательная: финны могут и далее торговаться с потенциальными покупателями. Особенно с учетом того, что спрос настолько высок. Чем это вызвано?
Представители каждой из компании признают, что не желают зависеть от монополии Google Maps. Американская корпорация разрослась до огромных размеров, и в любой момент может начать диктовать собственные условия игры, как это уже было сделано с Android и поиском. Компании грозит штраф в $6 млрд. за продвижение собственных сервисов вверх во время поиска. Чтобы не стать жертвой манипуляций со стороны Интернет-гиганта, компании готовы выложить столь серьезную сумму за сервис.
Согласно источникам The Wall Street Journal, сейчас руководство Nokia активно ведет переговоры с представителями Facebook, Uber и пулом автомобильных компаний. Обсуждают цену. Названный ранее ценник в $3 млрд. сейчас уже не кажется потолком. Особенно после того как в сети всплыла информация об еще одном потенциальном покупателе. Источники американского Forbes подтвердили, что участником торгов может стать еще одна компания – китайский гигант Alibaba, который в последнее время активно набирает обороты и открывает новые сервисы. Представители Nokia заявили о планах закрыть сделку к концу мая. (forbes.ua/Машиностроение Украины и мира)