Каждый год в конце апреля английский Стаффорд принимает крупнейший в мире фестиваль классических мотоциклов – Carole Nash International Classic MotorCycle Show. В этом году фестиваль прошел уже в 35-й раз. Центральное событие фестиваля – аукцион ретро-мотоциклов Bonhams Spring Stafford Sale. Вес торгам придает тот факт, что ежегодно тут с молотка уходит больше ретро-байков, чем, например, на известнейших торгах Mecum и Bonhams (вместе взятых), которые проходят в Лас-Вегасе (США).
В этом году было продано 86% лотов, что помогло аукциону собрать рекордную для своей истории сумму в 2,2 млн. ф. ст.
Всего в торгах 26 апреля участвовало 190 мотоциклов, почти все из них до сих пор в рабочем состоянии. Например, можно было купить несколько раритетных отреставрированных образцов 1910-х годов, ряд британских и американских довоенных моделей, около дюжины гоночных байков 1960-1970-х и с десяток крузеров того же периода. Преимущественно на торгах были представлены классические – неспортивные и предусматривающие прямую посадку водителя – мотоциклы второй половины прошлого века.
Несколько байков продавались по цене от 50000 ф. ст., большинство же можно было приобрести за пару тысяч фунтов. Вообще в целом ретро-мотоциклы сегодня стоят значительно меньше автомобилей-олдтаймеров. При том, что нередко на реставрацию старинного байка его владелец тратит больше средств, чем потом выручает при продаже.
Расстались с частью коллекций железных коней на Bonhams Spring Stafford Sale и бывшие ведущие культовой телепрограммы об автомобилях Top Gear – Джеймс Мэй и Ричард Хаммонд, заядлый мотоциклист и большой коллекционер байков.
Forbes выбрал пять самых интересных лотов, которые были выставлены на аукционе.
Ducati 900 NCR. Год сборки – 1979. Не продан, предположительная стоимость составляла 80-120 тыс. ф. ст.
За рулем 900 NCR в 1978 г. один из лучших мотогонщиков в истории Майк Хэйлвуд, вернувшись на трек после многолетнего отсутствия, победил в самых престижных на то время мотогонках в мире Isle of Man TT, а также установил рекорд скорости на круге “Формулы-1” – 178 км/ч.
Этот спортивный байк собирался мастерами из Болоньи в 1978-1979 гг. – было выпущено 25 экземпляров. 900 NCR был оборудован двухцилиндровым мотором с рабочим объемом в 905 куб. см, причем только у пяти мотоциклов 1979 г. в. был фирменный для Ducati L-образный двигатель, а у остальных, собранных в 1978 г. – V-образный.
Выставленная на аукционе модель находится в отличном заводском состоянии, принадлежала раньше разным коллекционерам и ездила только на мотопарадах. Она могла войти в число 50 самых дорогих байков, ушедших с молотка.
Norton Model 8 Brooklands Road Special. Год сборки – 1916. Продан за 21850 ф. ст.
Выпускавшийся в 1914-1922 гг. британской компанией Norton Motorcycle Ltd. классический Model 8 являлся в то время одним из самых быстрых мотоциклов с мотором объемом в пол-литра и меньше и первым таким байком, который развивает скорость до 110 км/ч.
Односкоростной Model 8 имел ременной привод и одноцилиндровый двигатель с боковым клапаном и рабочим объемом 490 куб. см.
Проданный мотоцикл находился в использовании до 1994 г., и по сей день пребывает на ходу, хотя выглядит не особо презентабельно.
Norton Commando 961SE. Год сборки – 2010. Продан за 15180 ф. ст.
В 2010 г. тиражом всего в 200 экземпляров вышла первая модель под возрожденной после двадцатилетнего забвения знаменитой маркой мотоциклов Norton – классический Commando 961SE. Он наследовал дизайн популярных в 1970-х годах кафе-рейсеров Norton Commando, но значительно превосходил их в скорости. Производители заверяли, что байк разгоняется до 210 км/ч. Быстрый, удобный, красивый, собираемый вручную мотоцикл получил очень теплый прием, и в 2013 г. начался выпуск новых модификаций Commando 961, отличающихся от экспериментальной модели только дизайном.
Commando 961SE имел двухцилиндровый литровый двигатель с параллельным расположением цилиндров и воздушным охлаждением, развивавший мощность в 80 “лошадок” и крутящий момент в 90 Нм.
Благодаря тому, что колеса байка были сделаны из углеродного волокна, мотоцикл весил всего лишь 188 кг. Он также был оснащен спортивной выхлопной системой.
На торгах был представлен одноместный Commando 961SE Ричарда Хаммонда. Ведущий практически не ездил на нем – у мотоцикла очень небольшой пробег, он ни разу не ремонтировался и находится в идеальном состоянии.
Yamaha FS1-E Fizzie. Год сборки – 1974. Продан за 7475 ф. ст.
FS1-E собирался в 1970-1980-х годах исключительно для британского рынка. Демонстрируя скорость до 75 км/ч, он был самым быстрым мопедом в мире. Стоящий на порядок меньше мотоцикла и при этом похожий внешне на полноценный байк, Fizzie был крайне популярен в Британии. FS1-E сохранилось довольно мало – скоро культовый мопед станет коллекционным. Кстати, он и сегодня обгонит почти любое транспортное средство с объемом мотора до 50 куб. см.
FS1-E был оборудован одноцилиндровым двухтактным 49-кубовым двигателем с четырехступенчатой коробкой передач.
До аукциона двухместный Fizzie вишневого цвета принадлежал Джеймсу Мэю. “Капитан Улитка” приобрел мопед в 2011 г. у Ричарда Хаммонда и проехал на нем всего 80 км. В 2007 г. мопед был полностью отреставрирован, сейчас находится в хорошем состоянии, впрочем, есть проблема со сцеплением, что характерно для FS1-E. (forbes.ua/Машиностроение Украины и мира)