Машиностроение Украины и мира

США: Tesla Motors выйдет на рынок домашних и промышленных аккумуляторов

1 мая Илон Маск (основатель, владелец, генеральный директор и главный инженер SpaceX; главный дизайнер, генеральный директор] и глава совета директоров Tesla Motors) представил публике новый продукт компании Tesla Motors – аккумуляторы, способные накапливать энергию от возобновляемых источников и электросетей. Новые продукты получили названия Powerwall и Powerpack. Первый – для использования в домашних условиях. Второй – для обеспечения энергией крупных комплексов вроде торговых центров, офисных зданий и городов…

Последний десяток лет в мире много говорят о возобновляемых источниках энергии, которые позволят не только сохранять окружающую среду, но и более экономно расходовать земные ресурсы. Проблема солнечных и ветряных станций, которые обрели наибольшую популярность, в отсутствии возможностей накапливать энергию: все, что вырабатывалось, либо сразу уходило в работу, либо отдавалось в общую сеть. Второй минус – ночью не светит солнце, а ветер есть не всегда. Ученые научились создавать системы, которые могли бы решить эти проблемы, но, как обычно, они имели целый ряд недостатков.

Особенность продуктов компании Tesla в том, что они максимально просты для обычного человека. К примеру, Powerwall предназначен для установки в домах. Есть две модели – на 10 и 7 кВт/ч, стоимостью $3500 и $3000 соответственно. Весит аккумулятор всего 100 кг, его размеры составляют 1300x860x180 мм.

Для более крупных производителей и потребителей энергии Tesla предлагает вариант Powerpack на 100 кВт/ч. Они будут объединены в единые системы до 10 МВт/ч и больше. Стоимость Powerpack не сообщается (по слухам, порядка $13000), желающим протестировать необходимо обращаться в индивидуальном порядке через специальную форму на сайте компании. Крупные американские сети Amazon и Target уже приступили к тестированию новой технологии.

Одна из самых больших проблем возобновляемой энергетики – сложность в ее накоплении. Ранее уже существовали аккумуляторы, которые могли накапливать энергию, но у них был целый ряд минусов: дороговизна, сложность в интеграции, необходимость создавать новые системы под каждый объект. В конце концов, они выглядели ужасно.

Илону Маску фактически удалось решить эту проблему. Система Powerwall полностью интегрирована для работы с солнечными и ветряными станциями, имеет встроенный инвертор и не требует покупки дополнительного оборудования. Пользователю остается лишь установить их. Собранная днем энергия будет накапливаться в аккумуляторах, после чего ее можно будет использовать ночью либо же в моменты отключения света. За счет этого дома могут стать полностью автономными.

Несмотря на то, что Маск активно пропагандирует установку солнечных панелей (его брат создал компанию по производству и установке солнечных панелей Solar City), работать Powerwall могут и с обычными электрическими сетями. Аккумулятор может набирать энергию в то время суток, когда цена на нее максимально низкая (ночью), а отдавать – когда цена максимально высокая (в часы пик). Это позволит экономить расходы на электроэнергию.

Аккумуляторы Powerpack предназначены для клиентов с большими затратами энергии. Отдельные юниты Powerpack выстраивают в крупные системы, которые могут обеспечить как завод, так и маленький городок. Как и Powerwall, более мощные Powerpack могут накапливать энергию от солнечных ферм и ветряных станций.

На презентации Илон Маск показал пример, как его собственная компания будет работать в этом направлении. В ближайшее время Tesla начнет строительство Gigafactory, на которой будет производить аккумуляторы для автомобилей Tesla. На крыше здания будут установлены солнечные панели, энергия от них будет накапливаться в Powerpack. Необходимый для работы фабрики объем будет браться из собственных накоплений, а все лишнее продадут городу.

По словам Маска, многие крупные компании, у которых есть собственные заводы, торговые центры и любые другие площади, могут следовать примеру Tesla и Gigafactory. По подсчетам CEO TeslaMotors, 160 млн. юнитов Powerpack будет достаточно для обеспечения энергией всей территории США. На всю планету необходимо 2 млрд. таких юнитов.

По данным Департамента энергетики США, средний американец тратит до 30 кВт в день при средней цене $0,12/кВт. Тематические американские порталы уверяют, что при стоимости аккумулятора в $3500 (плюс компании могут брать до $1000 за установку) отбить вложения, может, и не получится. Польза от Powerwall будет лишь при использовании солнечных панелей, что еще больше поднимает размеры вложений. Согласно предварительным оценкам, выгодной такая система может быть при цене в $100/кВт, тогда как сейчас Tesla продает их по $350/кВт. Поэтому сейчас многие рассматривают Powerwall исключительно как систему для накопления энергии и использования ее в критические моменты.

За пределами США потенциал системы еще менее радужный. К примеру, средний украинец потребляет до 200 кВт в месяц в квартире и порядка 300-400 кВт в частном доме. При стоимости 1 кВт (при заявленных выше расходах энергии) в 30-55 коп. отбивать стоимость подобная система будет вечность. Это даже с учетом возможности накопления энергии в ночное время, когда она в два раза дешевле. Не будет выходом из ситуации и установка солнечных панелей: в большинстве регионов страны солнечные дни бывают менее половины года. На данный момент использовать новинку от Tesla в Украине экономически невыгодно.

Создание Powerwall и Powerpack рассматривают как первые массовые продукты подобной категории. Как обычно, Илон Маск открывает возможность использования наработок собственной компании и дает доступ к изучению патентов Tesla. Возможно, в будущем это позволит создавать более бюджетные системы. (forbes.ua/ Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version