Машиностроение Украины и мира

Россия: ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» им. Ф. Дзержинского» потеряло лидерство на рынке вагонов

Кризис вагоностроения из-за спада грузоперевозок привел к переделу рынка. В первом квартале традиционный лидер НПК “Уралвагонзавод” (УВЗ) уступила место Тихвинскому вагоностроительному заводу (ТВСЗ) Группы “ИСТ” Александра Несиса, выпустив вдвое меньше вагонов. У компаний сходные бизнес-модели с опорой на кэптивных операторов, но, по мнению аналитиков, УВЗ проиграл рынок, задержавшись с переходом на выпуск более доходных инновационных вагонов.

В первом квартале производство грузовых вагонов в РФ сократилось почти в два с половиной раза, до 6,6 тыс. штук, следует из данных Института проблем естественных монополий (ИПЕМ). Спад затронул почти всех: выпуск на “Алтайвагонзаводе” упал на 61%, до 500 вагонов, на Новокузнецком вагоностроительном заводе – на 36% до 330 штук, на “Рузхиммаше” (входит в “Русские машины”) – на 89% до 181 штуки, а ряд заводов фактически остановились, например, Армавирский завод тяжелого машиностроения. Это объяснимо: железнодорожные операторы почти перестали закупать вагоны на фоне их низкой доходности (380 руб./сутки за полувагон) и спада погрузки на 1% (в апреле – сразу на 2,7%). Исключением не стал и традиционный лидер УВЗ, где ситуация долго считалась относительно стабильной, поскольку основная часть продукции сбывалась подконтрольной заводу “УВЗ-Логистик”. Но в первом квартале он снизил производство в шесть раз, до 920 вагонов.

На УВЗ заявили, что схема с использованием кэптивного оператора фактически изжила себя после того, как банки повысили кредитные ставки. Использование “УВЗ-Логистик” в роли основного покупателя было вынужденным, поскольку крупные компании – “Первая грузовая компания” (ПГК, входит в UCLH Владимира Лисина) и “Федеральная грузовая компания” (ФГК, структура ОАО “РЖД”), несмотря на предварительные соглашения, “не стали драйверами наращивания парка”. В ПГК подтвердили, что не планируют закупок в 2015 г., в ФГК обещают приобретать вагоны, но объемы не уточняют и подчеркивают, что речь идет об открытых аукционах. У УВЗ на этот год есть внешний контракт лишь с Азербайджаном (14 тыс. вагонов в течение трех лет) и договоренность с Кубой на 500 вагонов. В марте гендиректор УВЗ Олег Сиенко говорил, что компании нужна докапитализация на 30 млрд руб. и госгарантии на 60 млрд. руб. – в частности, для реструктуризации кредитов и модернизации. “Альфа-банк” уже пытается взыскать через суд с УВЗ 6 млрд. руб. в связи с просрочкой платежей по кредиту, а в рамках другого иска банка суд арестовал 523,5 млн. руб. средств УВЗ и подконтрольного ему “ЧТЗ-Уралтрак”.

На фоне других производителей более благоприятной выглядит ситуация у ТВСЗ, выпустившего 2,7 тыс. инновационных вагонов против 2,1 тыс. штук в первом квартале 2014 г. (также рост на 23% до 650 вагонов, показал Брянский машиностроительный завод “Трансмашхолдинга”).

У ТВСЗ та же бизнес-модель, что и у УВЗ: почти все выкупают аффилированная лизинговая Rail1520 и оператор “Восток1520”. Но на предприятии заверили, что все выпускаемые вагоны “под контрактами”. Источник на рынке добавляет, что ТВСЗ удалось договориться с одним из банков о льготном кредитовании, предполагая, что речь идет об отсрочке платежей, но в ТВСЗ это не подтвердили, заявив, что текущее финансирование банков их устраивает (общий долг ОВК, которая объединяет ТВСЗ, Rail1520 и “Восток1520”, – 89 млрд. руб.).

Владимир Савчук из ИПЕМ считает смену лидера среди вагоностроителей предсказуемой: бизнес-модель ТВСЗ в части выпуска только инновагонов, более раннего выхода их на рынок и выстраивания системных отношений с операторами и грузовладельцами оказалась лучше, чем у УВЗ, который до сих пор выпускал и обычные вагоны. Кроме того, уточняет эксперт, у ТВСЗ более серьезная тарифная скидка на инновагоны. По словам главы агентства “Infoline-Аналитика” Михаила Бурмистрова, УВЗ допустил стратегическую ошибку, когда не перешел на выпуск только инновагонов, доходность которых на 300-350 руб. выше. По его мнению, в лучшем случае УВЗ в 2015 г. выпустит 14 тыс. вагонов вместо анонсируемых 20 тыс., то есть столько же, сколько собирается выпустить ТВСЗ. (Коммерсант/uaprom.info/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version