Машиностроение Украины и мира

Украина: электромобили могут стать дешевле

Депутаты Верховной рады 21 мая в первом чтении приняли два законопроекта, которые упростят ввоз электромобилей в Украину. Если законы будут приняты, цена на электрокары в стране может значительно снизиться.

Первым законопроектом – №1674 – предлагается внести в закон Украины “О Таможенном тарифе Украины” изменения, касающиеся отмены ввозной пошлины на транспортные средства с электрическими двигателями. Помимо автомобилей, в эту категорию попадают велосипеды, троллейбусы, транспортные средства для перевозки радиоактивных веществ, а также электрическая техника, которая используется на складах, заводах, в портах и аэропортах.

Второй проект закона – №1912 – предполагает внесение изменений в Налоговый кодекс Украины, согласно которым электромобили до 1 января 2020 г. не будут облагаться НДС и акцизным сбором по их ввозу в страну.

“Мы очень надеемся, что оба закона пройдут все стадии голосования и будут приняты, – подчеркивает руководитель Tesla Motors Club Ukraine Назар Шимоне-Давида. – Это поможет снизить стоимость электромобилей на 30%, что сделает их более доступными для украинцев. К примеру, если Tesla сейчас стоит $100000, то после принятия законов – уже порядка $70000. Для многих это существенная разница”.

По словам Шимоне-Давида, эти меры нужно было принять раньше. “Наше государство защищает пошлинами производителей от конкурентов извне. Но ведь в Украине нет производителей электромобилей, от кого защищаться?”, – задает он риторический вопрос.

Руководитель компании “Био Автомотив” Сергей Богуш считает, что затягивание процесса с принятием законов можно объяснить двумя причинами: отстаиванием собственных бизнес-интересов некоторыми группами влияния в парламенте и общим непониманием перспектив этого сегмента авторынка. “От партии “Оппозиционный блок” не было ни одного голоса. Очевидно, чьи интересы они отстаивают. А ситуация вокруг реплики Татьяны Чорновол была вызвана тем, что она просто не до конца разобралась в вопросе”, – говорит он.

Сможет ли принятие налоговых изменений на законодательном уровне существенно изменить ситуацию на рынке?

Компания Сергея Богуша входит в украинскую Ассоциацию участников рынка электромобилей, которая была создана для популяризации электрокаров в стране. Несмотря на скептический настрой, по сведениям ассоциации, в Украине уже ездит порядка тысячи электромобилей. Шимоне-Давида уточнил, что сотня из них – Tesla. Также среди украинцев популярны Renault Fluence ZE и Zoe, Nissan Leaf, машины марки Bio Auto и электрические модели от Audi, Mini и других.

На текущий момент достаточно скромные автомобили от Renault и Nissan, оснащенные электродвигателем, стоят больших денег – свыше 22000 евро, не говоря уже о Tesla. Также не стоит забывать о необходимости приобрести специальную зарядку для электрокара. Снижение цены на 10-30% (в зависимости от внесенных изменений) cделает такие автомобили более доступными. Хотя на рынке есть множество бюджетных вариантов с небольшими по объемам двигателями, которые могут составить конкуренцию электрокарам. К примеру, Toyota Yaris, Peugeot C 107 или Citroen C1, расход топлива в которых держится на уровне 4 л/100 км.

Цены на эти авто составляют порядка 12-15 тыс. евро, но, в отличие от электромобиля, они не зависят от ограниченного количества заправок.

Заправки – достаточно болезненный вопрос для сторонников электромобилей, но вместе с тем, по мнению руководителя Tesla Motors Club Ukraine, проблема сильно преувеличена. По информации ассоциации, в стране сейчас насчитывается порядка 50 заправок. Установлены они сетью АЗК “ОККО”, а также ресторатором Димой Борисовым (возле принадлежащих ему заведений) и другими энтузиастами. Запланированную на 2016 г. установку нескольких пунктов зарядки подтвердили и в Tesla Motors.

Безусловно, этого пока недостаточно для свободных путешествий по стране. Одного заряда среднему электрокару хватает для преодоления расстояния от сотни до двух сотен километров; Tesla может похвастаться несколько большим автономным пробегом. А это значит, что при длительных переездах необходимо закладывать в маршрут еще и время на зарядку авто.

Показательный пример – экспериментальная поездка на Nissan Leaf киевлян Александра Кравцова и Владимира Романцова из Киева в Ровно и обратно. Расстояние – свыше 600 км. В пути было проведено 9 ч 20 мин, из которых почти 5 ч 40 мин ушло на заправку электромобиля.

По словам водителей, на заправках “ОККО” авто заряжалось по 1% за минуту, соответственно, для полной зарядки требовалось более 1,5 ч. При этом, как отмечают участники эксперимента, при правильном стиле вождения авто может проехать даже больше заявленного производителем расстояния. Тем не менее, на обычном автомобиле с бензиновым или дизельным двигателем этот же маршрут можно было преодолеть в два-три раза быстрее. Впрочем, немаловажно, что вся поездка обошлась в 15 грн., которые были потрачены на зарядку автомобиля дома: сеть “ОККО” пока предоставляет услуги бесплатно.

На данный момент проблема заключается в том, что в Украине еще слабо развита инфраструктура для электромобилей, поэтому отправляться на них в длительные поездки – небезопасно. Кроме того, подобные вояжи затратны по времени. В США, например, Tesla активно развивает технологию быстрой зарядки авто, которая занимает всего несколько минут. В Украине подобной возможности нет: соответственно, в междугородних путешествиях нужно быть готовыми к тому, что на пополнение запаса энергии в электродвигателе будут уходить часы. Другое дело – использование электромобиля в черте города, где подобный транспорт способен вполне комфортно существовать. Заряжать его можно ночью, как мобильный телефон.

“Мы установили первую заправку в 2014 г., но уже сейчас видим огромный спрос, – поясняет основатель и руководитель компании e-Line Владислав Родин. – Это как снежный ком: мы ставим одну – появляется три новых запроса”. Компания Родина уже четыре года занимается разработкой и установкой заправок для электромобилей. В создание e-Line было вложено порядка $500000, но для основателя важно другое – компания полностью украинская: “Да, мы покупаем мелкую электронику за границей, но весь дизайн, проекты, металлы – все наше”. Компания уже поставила семь заправок в Одессе, Львове, Днепропетровске и Киеве, и в данный момент работает над выполнением еще 15 заказов.

Опыт показывает, что сегодня электромобиль – это больше экономия на топливе. Богуш рассказал, что электромобиль обходится ему в 20 раз дешевле машины на бензиновом двигателе. Стоимость поездки на расстояние в 200 км обойдется на электрокаре в 10-30 грн. (в зависимости от тарифа на электроэнергию), тогда как на бензиновое авто даже с малым объемом двигателя уйдет свыше 150 грн.

Существенный бонус для хозяев электромобилей – общественные заправки для электрокаров сегодня полностью бесплатные. “Их устанавливают владельцы торговых центров и ресторанов, чтобы привлечь публику. Расходы на энергию при этом минимальны”, – объяснил Родин, зарядки которого стоят порядка $2000. Говорить о введении платы за заправку не спешит и Богуш, указывая на то, что в стране пока даже нет полноценно сформированного рынка, все делается силами энтузиастов.

К примеру, на тех же “ОККО” установили 34 заправки полностью за свой счет, но развивать это направление компания не спешит. “Мы пока изучаем спрос, и планов по открытию новых станций у нас нет”, – рассказал Олег Дорожовец, представитель пресс-службы сети автозаправочных станций. “Если Верховная Рада примет законы, это будет лишь первый шаг на пути изменений, к которым уже давно пришла Европа. Для них электромобили представляют возможность снизить ресурсозависимость и бороться за улучшение экологии. У нас в стране этого пока не понимают”, – резюмировал Богуш. (forbes.ua/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version