В начале 2015 г. украинские покупатели буквально набросились на дорогую технику и электронику.
По данным исследования Temax, которое проводит компания Gfk Ukraine, продажи этих товаров в первом квартале увеличились на 16,8% до 12,4 млрд грн.
Выросли почти все секторы рынка. Бум продаж пришелся на январь-февраль: 76% квартальных заработков ритейлеры получили именно в этот период.
Лидером стал февраль, когда было продано товаров на 4,96 млрд грн. Это на 51% больше, чем в феврале 2014 г., и даже больше, чем в январе. В марте аппетиты людей убавились, и сейчас денег на новые покупки у них нет.
Как отмечают аналитики Gfk Ukraine, февральский ажиотаж вокруг бытовой техники и электроники возник в результате очередного скачка обменного курса. За месяц доллар укрепился с 20 грн. до почти 40 грн., поэтому дорогую технику потребители рассматривали как одну из альтернатив капиталовложений.
Выросла также средняя стоимость импортируемых устройств в национальной валюте, что положительно повлияло на объем выручки.
Сколько при этом было продано единиц техники, в Gfk Ukraine сказать не смогли: это коммерческая информация. Однако по оценкам опрошенных продавцов, роста продаж техники в натуральном выражении, в штуках, не было.
Февральский ажиотаж, в первую очередь, отразился на большой бытовой технике.
Продажи холодильников и стиральных машин за квартал выросли приблизительно на треть, бытовой электроники – на 14%. В феврале оживился спрос на телевизоры. Особенно – на модели с функцией Smart-TV, которые на 30-50% дороже, чем телевизоры без этой функции.
Исполнительный директор торговой сети “Фокстрот. Техника для дома” Вячеслав Поврозник рассказывает, что хороший рост продаж был у планшетов, смартфонов, духовок, встроенной кухонной техники, морозильных камер, кофеварок, пылесосов, коммуникационного оборудования и аксессуаров.
По его словам, “Фокстроту” удалось увеличить рыночную долю, так как темпы роста компании опережали рынок. “Во втором квартале рост маловероятен. Ожидаем дальнейшего снижения продаж”, – добавляет он.
У ритейлеров есть все основания ждать падения продаж во втором квартале. Технику “про запас” потребители уже приобрели в феврале, а на текущие покупки у них нет денег. Этот тренд начал проявляться еще в марте: упали продажи крупной и малой бытовой техники, бытовой электроники.
“В марте рынок сократился в натуральном выражении из-за повышенных цен, к которым потребители оказались не готовы”, – объяснили в Gfk Ukraine.
Среднерыночная стоимость смартфонов по сравнению с началом 2014 г. выросла на 50%. Популярными остаются смартфоны с диагональю экрана 4-5 дюймов и разрешением камеры 8 мегапикселей. Растет спрос на смартфоны с экраном более 5 дюймов и камерами свыше 8 мегапикселей.
“Спрос на смартфоны зависит от ценовых сегментов и моделей”, – рассказывает директор по маркетингу торговой сети “Цитрус” Виктор Шолошенко.
В самом высоком ценовом сегменте спрос наиболее стабилен: люди с заработками выше среднего, которые и раньше могли покупать дорогие смартфоны, продолжают это делать.
Покупателям победнее придется отказаться от покупок. “Еще год назад человек мог за 2 тыс. грн. купить приличный китайский смартфон. Сейчас за него придется отдать 4 тыс. грн., хотя зарплата осталась прежней”, – объясняет Шолошенко.
По оценкам Gfk Ukraine, даже если в будущем не будет больших валютных скачков, дальнейшее увеличение продаж в секторе возможно только в гривне. (Экономическая правда/Машиностроение Украины и мира)