Машиностроение Украины и мира

Украина: новейшие разработки военно-промышленного комплекса

Петр Порошенко поставил стратегическую задачу перед отечественным оборонно-промышленным комплексом – вывести Украину в первую пятерку стран-экспортеров нового вооружения в мире.

Задача кажется не слишком сложной: Украина не пасла задних. В ежегодных отчетах Стокгольмского института изучения проблем мира (SIPRI) наша страна стабильно попадает в 10 крупнейших торговцев оружием и военной техникой. Правда, львиная доля украинской военной продукции – это запасы с советских времен. “Укроборонпром” не продает нового вооружения, кроме разве что танков “Оплот-М” и бронетранспортеров БТР-4.

Впрочем, даже эту технику нельзя назвать абсолютно новой. Например, БТР-4 был разработан более 10 лет назад.

Поискав действительно новые военные разработки, нашлось пять новинок.

Перспективный украинский танк. Еще в июне прошлого года “Укроборонпром” рассказывал о разработках Конструкторским бюро им. Морозова нового танка. Информация о нем содержалась в презентации для иностранцев. Танк назвали сложно: FMBT (английская аббревиатура расшифровывается как “Перспективный основной боевой танк”).

Другими словами, у машины пока нет человеческого названия. Так что пока будем называть его сокращенно ПОБТ.

Наверное, логичнее всего говорить о крутости ПОБТ, сравнивая его с последним реальным достижением украинских танкостроителей – “Оплот-М”. Хотя по некоторым параметрам новый танк можно сравнивать с нашумевшим российским Т-14 “Армата”.

Принципиальная разница между “Оплотом” и ПОБТ – у последнего необитаемая башня. В этом, кстати, украинская разработка схожа с российским Т-14. Смысл этой задумки заключается в том, чтобы обезопасить экипаж при попадании снаряда в башню и взрыве боекомплекта.

Экипаж переместят в бронированную капсулу в передней части машины. Вперед конструкторы также перенесли моторный отсек, который по их замыслам должен обеспечивать дополнительную защиту танкистам при лобовом попадании.

Мощность двигателя увеличится с 1200 до 1800 л. с. – на 300 больше, чем у “Арматы” или, например, в 20 раз больше, чем у Daewoo Lanos.

Должна вырасти и огневая мощь танка. У “Оплота” калибр пушки 125 мм. На ПОБТ его обещают увеличить до 140 мм.

Что-то подобное пытались сделать и создатели “Арматы”. На танк устанавливали 152-милиметровую пушку. Но с таким калибром рабочей машины не получилось – ствол разрывало на 2-3 боекомплекте. Поэтому от него решили отказаться и вернулись к проверенному 125-миллиметровому калибру.

Перспективная украинская БМП. Если над созданиям танков в Украине работали даже в самые трудные годы, то о разработках в области БМП забыли. Последние новости, которые были слышны из мира боевых машин пехоты, – это модернизация старых советских БМП-1.

Нужно признать, что модернизация – это громко сказано. Машины ремонтировали и ставили на них современные боевые модули. Но главные проблемные места советской техники, такие, например, как отсутствие противоминной защиты днища, никуда не девались.

Теперь же в “Укроборонпроме” обещают, что Украина начнет производство принципиально новых БМП.

В иностранной презентации украинская разработка носит проектное название Future Infantry Combat Vehicle (FICV), что переводится так же не замысловато, как и название танка, – “Перспективная боевая машина пехоты” (ПБМП).

ПБМП будут строить на той же гусеничной платформе, что и новый танк. От дальнего советского родственника машина отличается современными средствами защиты и двигателем в два раза мощнее, чем у БМП-1.

Огневую мощь новой БМП будет обеспечивать боевой модуль “Штурм-М”, который, как и сама машина, разработан на Харьковском КБ им. Морозова.

В “комплект” “Штурм-М” входят: 30-миллиметровая пушка; крупнокалиберный пулемет завода “Маяк”; гранатомет; противотанковый комплекс с четырьмя управляемыми ракетами.

Перспективный бронеавтомобиль. Самая загадочная разработка украинского оборонпрома – многоцелевой бронированный автомобиль. Пока непонятно главное – на базе какого авто его собираются строить.

Украинские разработчики уже используют шасси Iveco (“Козак”), Ford (“КрАЗ-Спартан”) и Toyota (“КрАЗ-Кугуар”). Однако не исключено, что предприятия “Укроборонпрома” собираются построить шасси самостоятельно. Во всяком случае, первый бронеавтомобиль украинской разработки – “Дозор-Б” – имеет собственную платформу.

На машину обещают ставить американские двигатели Cummins. В принципе, тем же самым уже занимается холдинг “АвтоКрАЗ” и НПО “Практика”, выпускающая броневики “Козак”.

Кстати, такие же двигатели иногда ставятся и на российские “ГАЗ-Тигр”.

Новый украинский броневик будет трехосным, то есть шестиколесным. И полноприводным. Подобную военную технику сегодня в Украине выпускает только одно предприятие – АтоКрАЗ. В феврале на выставке в Абу-Даби завод представил полноприводный шесткиколесный броневик “Ураган”, построенный на шасси гражданского КрАЗ-7634НЕ.

Не исключено, что эту же платформу для броневика позаимствует и “Укроборонпром”.

Как и новый БМП, броневик вооружат автоматизированным боевым модулем “Штурм-М”.

БМП на базе танка Т-64. БМПТ-64 – смесь танка с БМП. Машина уже существует в виде прототипа. Однако пока ни на вооружение украинской армии, ни на экспорт она не попала. Разработчики – конструкторы Харьковского бронетанкового ремонтного завода – уверяют, что гибрид получился весьма успешным.

От стандартной машины пехоты БМПТ-64 отличается прочностью брони. Например, если у БМП-1 толщина бронированной стали 23 мм, то у БМПТ-64, как у танка – 350 мм.

Кроме троих членов экипажа, в бронемашине могут разместиться 12 человек десанта. Люк для высадки спецназа размещен в кормовой части БМП. Это позволяет бойцам выходить со стороны, защищенной от огня противника.

Военно-транспортный самолет Ан-178. Работать над военно-транспортной модификацией Ан-148 в госконцерне “Антонов” начали задолго до конфликта с Россией. Правда, уже тогда самолет задумывался как индивидуальный проект антоновцев, тогда как Ан-148 был плотно завязан на России. А точнее будет сказать, окончательную сборку львиной части “Анов” проводили на российских предприятиях.

После аннексии Крыма и начала войны на Донбассе казалось, что проект Ан-178 придется похоронить – сотрудничество с Россией фактически прекратилось. А именно эта страна – одна из главных производителей комплектующих для украинских самолетов.

Тем не менее, в апреле “Антонов” все же представил первый опытный экземпляр Ан-178.

По данным “Антонова”, самолет способен принимать на борт 18 т груза, в том числе военную технику. При этом для ее высадки судно не обязательно должно приземляться – Ан-178 оборудован системой автоматического сброса груза.

Новинка относится к категории ближнемагистральных самолетов. То есть перебрасывать на нем технику, например, в Штаты не получится. Но до Москвы он долетит без проблем. (Hubs/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version