Когда Украина готовилась к провозглашению независимости в 1991 г., доморощенные экономисты по старой советской привычке подсчитывали вклад республики в общесоюзный выпуск чугуна и стали, станков и механизмов. На бумаге все выглядело прекрасно – по всем производственным показателям УССР уверенно входила как минимум в тройку лидеров среди всех 15 субъектов СССР.
Реальность оказалась гораздо жестче. Оставшаяся в наследство от Союза индустрия – машиностроение, ВПК, ракетно-космическая отрасль и авиационная промышленность – оказалась сильно зависимой от стран, возникших на базе республик СССР, как от поставщиков сырья и комплектующих, так и в качестве рынков сбыта. При этом прекратила существование огромная советская армия, а значит отечественный тяжпром, в значительной степени обслуживавший интересы обороны, лишился основного заказчика.
Ситуация усугубляется тем, что практически все украинские гиганты индустрии одновременно являются градообразующими предприятиями и от их коммерческого успеха зависела жизнь как маленьких поселков, так и больших городов вроде Мариуполя или Днепродзержинска.
Соответственно новые владельцы крупных предприятий автоматически превращались в неформальных хозяев целых населенных пунктов. Последствия такого симбиоза власти и денег превратили процесс под кодовым названием “возрождение украинской промышленности” в банальное выбивание различных льгот (налоговых, тарифных и т. д.) для подконтрольных предприятий, сопряженное в случае упрямства правительства с шантажом, социальными взрывами, управляемыми стачками и митингами, походами рабочих на Киев и т. п.
На развитие отраслей политика локального протекционизма благотворного влияния практически не оказывала. А положительных результатов можно было бы добиться внедрением понятных и единых для всех правил игры. Чтобы после принятия любого закона или постановления правительства ушлые журналисты не искали весьма ограниченный круг бенефициаров этих нормативных инициатив.
Еще одна проблема отечественного тяжпрома – зависимость от конъюнктуры внешнего рынка. При этом украинская металлургия, так и не сподобившаяся наладить выпуск, например, автомобильного листа, сделала основным экспортным товаром продукцию первого-второго переделов: чугун и стальную заготовку. Но ситуация на экспортных рынках отнюдь не способствует развитию отрасли сейчас. Китай резко сократил потребление проката, что в свою очередь привело к мировому падению цен на железную руду.
А внутренний рынок металлопотребления, о развитии которого так много говорилось в начале 2000-х годов, так и не сформировался. Строительство и машиностроение просто не в состоянии потребить объемы продукции, выпускаемой металлургами.
В результате сегодня о конкурентоспособности украинской индустрии можно говорить лишь применительно к отдельным предприятиям или даже видам продукции. Хотя и в этом случае рыночные категории срабатывают далеко не всегда. К примеру, Крюковский вагоностроительный завод проиграл конкуренцию поездам Hyundai Rotem не на тендере, а в кабинетах организаторов Евро-2012.
Сегодня для отечественных машиностроителей, неизвестно на какой период времени, закрылся основной рынок сбыта – российский. Теоретически бизнесмены могут воспользоваться благосклонностью ЕС, который в одностороннем порядке обнулил ставки импортных пошлин на наши товары. Но отечественным предприятиям для этого необходимо пройти длинный и нелегкий путь сертификации продукции по нормам ЕС.
Поэтому сегодня перспективы развития просматриваются лишь у предприятий оборонного комплекса. Освоение госзаказа уже привело к тому, что, например, АвтоКрАЗ по итогам прошлого года показал лучшие результаты деятельности за последние несколько лет.
Остальным, похоже, остается брать пример с предприятий вроде хмельницкого машиностроительного завода “Темп”, который еще в 1994 г. начал путь от гиганта советской индустрии до мобильной компании, ежегодно осваивающей несколько видов новой продукции. Для этого “всего лишь” пришлось сократить персонал с нескольких тысяч до 150 работников, начать сотрудничать с европейскими фирмами и аттестовать производство по немецкому стандарту TUV. (comments.ua/Машиностроение Украины и мира)