Машиностроение Украины и мира

Россия: до конца 2015 года создадут новую «линейку» мощных дизелей для военной техники

В российский оборонпром идут миллиардные инвестиции. На днях стало понятно, над чем работают российские инженеры в области моторостроения.

Поставлена задача создать собственную “линейку” сверхмощных дизельных двигателей, установку которых планируют на целый ряд новой военной техники: танки, БТР, БМП, тяжелые грузовики, морские суда и военные тягачи. Готовые для серийного производства образцы моторов должны предоставить уже в конце ноября. Среди них и “царь-дизель” мощностью 2000 л. с.

Разработка семейства 6-цилиндровых рядных “турбодизелей” производительностью 475-1020 л. с. поручена подведомственному Минпромторгу Научно-исследовательскому автомобильному институту (НАМИ); соисполнителем по проекту выступает ОАО “КАМАЗ”. А 8- и 12-цилиндровые V-образные дизели мощностью 1020-2040 л. с. разрабатывает челябинский тракторный завод “Уралтрак”, дочернее предприятие создателя танка Т-14 “Армата” (корпорация “Уралвагонзавод”).

На проект с НАМИ будет затрачено из бюджета 301,7 млн. руб., на проект “Уралтрака” – 441,8 млн. руб. Помимо этого МГТУ им. Баумана создаст для этих двигателей испытательные стенды за 202,5 млн. руб. В сопроводительной документации к обеим сериям моторов сказано, что, помимо коммерческих целей, двигатели понадобятся для создания военной автомобильной техники (ВАТ: среди примеров – бронеавтомобили “Тайфун” КАМАЗа и “Урала”), специальных колесных шасси (СКШ: наиболее известный – белорусский колесный тягач МЗКТ-79221, несущий ракетный комплекс с термоядерной боеголовкой “Тополь-М”), а также для боевых и броневых машин на колесном и гусеничном шасси (БТВТ: танки, бронетранспортеры, боевая машина десанта и пр.).

В технических заданиях к обеим сериям “дизелей” предъявляются довольно высокие требования. 70% деталей какой-либо модели одной серии должны подходить к другой модификации из той же серии (то есть “унификация 70%”). Речь идет прежде всего об основных компонентах мотора: цилиндро-поршневая группа, кривошипно-шатунный механизм, крышка головки блока цилиндров, элементы топливной аппаратуры, система наддува и электронный блок управления двигателем. Оба семейства турбодизелей обязаны обеспечивать высокую экономичность во всем диапазоне рабочих режимов, ремонтопригодность, низкую стоимость эксплуатации и приемистость.

Они также должны быть оснащены диагностическими датчиками и разъемами для снятия информации; должны работать в высокогорных условиях (до 5 тыс. м), при температуре от -50 до +50 град. С. На тот случай, если техника будет работать в условиях Арктики, разработчик мотора обязан предоставить рекомендации по дополнительному оснащению агрегатов.

К двигателям “Уралтрака” Минпромторг выдвинул более сложные требования. В частности, к ним придется разработать топливную аппаратуру. Двигатель должен быть многотопливным, то есть, используя солярку как основной вид топлива, он должен также без проблем воспринимать бензины и керосин. Помимо прочего, мотор должен иметь возможность монтироваться в единый силовой агрегат с трансмиссией – как автоматической, так и механической. От требований по экологической безопасности эти двигатели освободили.

Минпромторг воздержался от комментариев о том, на какую именно технику предполагается устанавливать разрабатываемые двигатели. Дизельные агрегаты мощностью свыше 1200 л. с. востребованы устанавливаются на российские танки, в том числе на “Армату” (12Н360 – Х-образный, 12-цилиндровый мощностью 1500 л. с., разработан “Уралтраком”).

С появлением новой “линейки” двигателей, в России исчезнет зависимость от импортных агрегатов, которые вынуждены ставить на ряд единиц техники. В частности, проект “Тайфун” из-за отсутствия соответствующего мотора на первом этапе комплектовали импортным агрегатом. Также высокая степень унификации всей “линейки” – это несомненный плюс, ведь в полевых условиях его смогут починить, сняв запчасть с другой боевой машины.

В Украине “моторный голод” никуда не исчез. Украинские предприятия ВПК по-прежнему не имеют собственных моторов и вынуждены сейчас использовать двигатели со складских запасов армии. По этой причине даже принято решение восстанавливать танки Т-80, которых не было на вооружении украинской армии. Для семейства перспективной военной техники двигателей по-прежнему нет. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version