Машиностроение Украины и мира

Россия отказалась от «Мистралей»

Россия окончательно отказалась от покупки французских “Мистралей”, и единственное, что находится в стадии обсуждения по данному контракту, – вопрос о возмещении средств и компенсации, которую страна может получить за срыв поставок вертолетоносцев. Об этом заявил заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Олег Бочкарев.

“Мы сейчас перевели дискуссию в коммерческую плоскость – верните деньги. Сейчас только одна дискуссия – о сумме денег, которые должны быть возвращены в РФ. И работа сегодня очень большая идет”, – сказал он.

По словам Бочкарева, взамен французских вертолетоносцев Россия может построить свою технику. “У нас такие корабли запланированы, они у нас находятся в проекте, но мы их строим немного по другому подходу. У нас несколько другая идеология работы морского десанта. И вот так в лоб, просто копировать “Мистраль” мы не будем”, – пояснил Бочкарев.

Россия уже изучает возможности замены отсутствующих вертолетоносцев в военном флоте. Временную замену французским “Мистралям” нашли в резерве 15-летней давности. Речь идет о двух больших десантных кораблях (БДК) проекта 1174 “Носорог” – под названиями “Александр Николаев” и “Митрофан Москаленко”, сообщил “Интерфакс” со ссылкой на источник в кораблестроительной отрасли.

Всего было выпущено три корабля серии “Носорог”: “Иван Рогов” (вступил в строй в 1978 г., резерв – с 1996 г.), “Александр Николаев” (в строю с 1982 г., резерв – с 1997г.), “Митрофан Москаленко” (в строю с 1989 г., списан в 2002 г.). Проектировкой занималось Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ), строительство было доверено Прибалтийскому судостроительному заводу “Янтарь” (Калининград). Корабли “Александр Николаев” и “Митрофан Москаленко”, которые планируется использовать вместо французских “Мистралей”, стояли раньше на вооружении Тихоокеанского флота.

Отсутствие “Мистралей” в составе российского флота никак не скажется на его боеспособности, считают российские эксперты. “Мистрали” изначально не были в программе вооружения, – говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. – Это был некий предмет роскоши, который был интересен, когда шло активное сближение России с Западом. Теперь эта логика сошла на нет”.

Впрочем, по словам источника “Интерфакса”, списанные “Носороги” уступают “Мистралям” по многим параметрам. “Носороги” могут принять всего четыре вертолета против 16 у “Мистралей”. Они демонстрируют меньшую дальность плавания: 7,5 тыс. миль против 20 тыс. у французских кораблей.

В сравнении с французами “Носороги” могут вступить только по возможностям перевозки войск – она у двух типов кораблей находится на одном уровне. “Носорог” даже немного превосходит французский корабль: 500 десантников против 480 у “Мистраля”. Из преимуществ у “Носорогов” имеется также артиллерийское вооружение. “Объединенная судостроительная корпорация” заявляет, что сможет производить суда не хуже “Мистралей”. “Мы по-прежнему считаем, что необходимые для строительства судов – аналогов “Мистралям” производственные мощности и компетенции в корпорации есть. Было бы соответствующее задание от государства”, – заявили в пресс-службе ОСК.

Во времена подписания контракта на поставку “Мистралей” экономическая конъюнктура была совершенно иной: отсутствие санкций и высокие цены на нефть. “Теперь хорошо бы деньги назад получить, – считает Пухов. – Мало того, что мы получим от французов выплату неустойки, а скорее всего, они заплатят, мы еще и на курсовой разнице выиграем. На что мы потратим эти деньги – проведем очередную Олимпиаду или построим свои аналоги “Мистралей”, – это второй и третий вопрос”.

По данным источников Bloomberg, Франция ежемесячно теряет 3 млн. евро из-за простоя двух построенных по заказу России вертолетоносцев. Издержки по содержанию кораблей лежат на судостроительной компании DCNS. В случае разрыва сделки французская судостроительная верфь должна будет вернуть российской “Объединенной судостроительной корпорации” (ОСК) все ранее перечисленные денежные средства.

В середине мая Франция предложила России расторгнуть контракт на поставку “Мистралей” и вернуть 785 млн. евро – но при условии, что заказчик разрешит продажу кораблей любой третьей стороне. Расходы, связанные с демонтажем российского оборудования с кораблей, французы тоже предложили разделить с российской стороной.

Такие предложения вряд ли устроят Россию. Во-первых, по словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, продать вертолетоносцы третьей стороне без разрешения России нельзя. Даже если Россия и разрешит перепродажу, то вызывает сомнения в целом возможность найти покупателя такому кораблю. “Мистраль” адаптирован под российское вооружение, “начиная от табличек, заканчивая электропитанием”. Как отметил Рогозин, “как они его могут использовать, я вообще не понимаю”. Во-вторых, Россия оценивает расходы от непоставки вертолетоносцев выше, чем предлагает вернуть Франция.

По данным французских СМИ, расторжение контракта может превысить потенциальный доход от продажи вертолетоносцев в четыре раза. “Вместо того чтобы принести французской судостроительной корпорации DCNS сумму в 1,2 млрд. евро, а ее подрядчикам – порядка 890 млн. евро, расторжение контракта обойдется Франции примерно в 2-5 млрд. евро в связи с невыполнением контракта”, – сообщал журнал Le Point.

При этом готовые “Мистрали” не нужны не только России, но и самой Франции. Об этом говорил начальник штаба ВМС Франции адмирал Бернар Рожель. “Если спросить, ожидают ли военно-морские силы эти корабли, то ответ будет “нет”, – отмечал военный.

Размышления о том, как использовать вертолетоносцы, приводят порой к неожиданным предположениям. Недавно французское издание Le Figaro сообщило, что бывший министр транспорта Франции, депутат Национальной ассамблеи Тьерри Мариани предлагает перепродать “Мистрали” Евросоюзу, а тот смог бы использовать их для спасения мигрантов в Средиземном море. Впрочем, возможен и более радикальный вариант – в случае если правительство Франции не найдет покупателей на “Мистрали”, французские вертолетоносцы могут быть затоплены в открытом море.

Проблемы с поставкой вертолетоносцев начались в сентябре прошлого года, когда власти Франции связали выполнение контракта с ситуацией в Украине. “Действия, предпринятые Россией, нарушают принципы безопасности в Европе. Президент Франсуа Олланд констатировал, что, несмотря на наметившуюся перспективу прекращения огня, которую еще необходимо подтвердить и воплотить в жизнь, условия для поставки Францией первого вертолетоносца на сегодняшний день отсутствуют”, – пояснялось тогда в заявлении Елисейского дворца. (Газета.ru/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version