Машиностроение Украины и мира

Украина: генеральный директор Electrolux Адам Чих – о реалиях и перспективах компании

Адам Чих начал карьеру в Electrolux в 1996 г. на должности менеджера по продажам. А в 2010 г. он уже занял пост генерального директора “Electrolux Польша”. С апреля прошлого года Чих как генеральный директор Electrolux в Восточной и Центральной Европе стал ответственен за разработку и реализацию стратегии продаж компании в 25 странах, среди которых и Украина. В 2011 г. компания открыла производство на заводе в Ивано-Франковске.

Адам Чих рассказал о том, как компания чувствует себя в Украине, почему менеджеры Electrolux намерены сохранить фабрику в Ивано-Франковске, и как Украине достичь результатов Польши.

– Почему и с какой целью вы решили купить фабрику в Ивано-Франковске?

– Рынок Восточной Европы изначально был для нас интересен, и Украина стала связующим звеном между Восточной Европой и рынками СНГ. И конечно, сама Украина – это большой рынок с 45 млн. потребителей.

– В 2010 г. компания оценивала украинский рынок как один из самых перспективных в Восточной Европе. Изменилась ли оценка сегодня?

– Надо понимать экономическую ситуацию, в которой мы сейчас находимся. Но в то же время мы знаем, что эта ситуация и условия, в которых сейчас оказалась Украина, временны.

Украина остается для нас большим рынком, но на заводе в Ивано-Франковске мы производим технику для рынков Центральной и Западной Европы.

В Украине у нас два вида деятельности: продажи, где мы реализовываем технику, производящуюся на внешних рынках, и завод в Ивано-Франковске. То есть продажи у нас состоят из продуктов, которые производятся в Украине, и продуктов, которые импортируются. Аналогично часть техники из Ивано-Франковска поставляется в Украину, а часть – экспортируется.

Мы ожидаем, что в Украине в этом году у нас будет небольшой плюс, немного выше нуля. Рынок просел. И в таких условиях быть неубыточным – хороший результат. Несмотря на то, что рынок бытовой техники падает на 40%, нам удается продавать всего на 20% меньше. И украинская фабрика наращивает объемы экспорта.

– Как выглядит структура экспорта продукции, произведенной в Украине?

– Пять лет назад продажи распределялись следующим образом: 80% экспортировалось в Россию, а остальные 20% – в другие страны. А сейчас все наоборот: 20% в Россию, 40% – в Украине, 40% – внешние рынки.

– Диверсификация экспорта связана с санкциями против России?

– Да, но вторая причина – российский рынок ушел вниз. В то же время мы видим, что достигаем успеха на украинском рынке. Наша рыночная доля в Украине растет с каждым годом, и в мае составила 17-18%. А начинали мы с 5%. Рост связан с ассортиментом и нашей активной позицией на рынке.

– Инвестируя в Украину, вы говорили о пятилетней перспективе. Прошло уже четыре года. Насколько удалось вернуть инвестиции?

– В течение этих лет мы продолжали инвестировать, менялось направление деятельности и структура экспорта. Это все оставило след, но мы продолжаем двигаться в соответствии с 5-летним планом. Общая ситуация немного отодвинула сроки возвращения инвестиций – до 7 лет.

– Раньше вы говорили: неважно, насколько далеко удален поставщик. Главное – конкурентоспособность. Но потом вы открыли производство комплектующих в Украине. Чем это обусловлено и сколько позволило сэкономить?

– Это помогло снизить транспортные издержки. Когда мы открыли завод, много комплектующих поставлялось из-за границы. Но потом мы активно начали искать украинских поставщиков, и в производстве нашей продукции постепенно возрастало количество украинских комплектующих. Эту стратегию мы применяем во всех странах, где есть наше производство. И если мы находим поставщика, который предлагает качество и умеренную цену, то подключаем его не только к заводу в Украине, но и к заводам на других рынках.

– Чувствуете ли вы на себе зарегулированность украинского бизнеса? И что, по вашему мнению, нужно изменить в работе контролирующих органов Украины?

– Всегда можно найти, на что пожаловаться, но в целом мы довольны бизнесом в Украине. Минус – в Украине нет так называемых (свободных) экономических зон, которые бы способствовали развитию производства. Сейчас мы вполне довольны работой местной власти в Ивано-Франковске.

В то же время в таких странах, как Польша, Румыния, Венгрия, существуют экономические зоны, куда ты можешь зайти в качестве инвестора – и инвестиционное бюро, например, помогает изучить рынок, всячески содействуя твоей работе. Ты говоришь, что тебе нужна инфраструктура – и тебя всем обеспечивают. В Польше тебе говорят, куда ты можешь вложить инвестиции – они просто берут тебя за руку и проводят сквозь весь инвестиционный процесс. И тут (в отсутствии подобного механизма) негативное отличие Украины. Еще существуют проблемы в инфраструктуре. Это заметно, когда нужно доставить продукцию из одной части страны в другую.

– В связи с девальвацией гривни зимой украинцы массово покупали технику. Вы почувствовали на себе этот процесс? Как это отразилось на финансовых показателях?

– Да, это был покупательский бум. Но проблема была и с ценами, которые “убегали” от потребителей. Ми увеличивали цены, но в финансовом плане это была головная боль. Одно дело – получить гривни, а другое – поменять их на евро. Во время пика продажи увеличились в два раза, но как только гривня немного укрепилась, продажи обвалились у всех игроков на 40-50%.

– Изменилась ли ваша стратегия из-за войны на востоке?

– Как я говорил, у нас поменялась структура производства, и Ивано-Франковск работает на Украину и Западную Европу. Но если отношения с Россией наладятся, то я ожидаю, что продажи в России начнут расти. Вариант с продажей завода мы не рассматриваем. Мы адаптировались к ситуации и продолжаем ждать положительного развития событий.

– Польша – европейский лидер по производству бытовой техники, 80% которой идет на экспорт. Украину часто сейчас сравнивают с Польшей. Что в Украине нужно изменить, чтобы достичь аналогичных результатов?

– Это многогранный вопрос, решение которого нужно начать с создания, как я уже говорил, определенного инвестиционного органа. Нужно подготовить выгодное предложение для инвесторов и дать гарантии, что ему будет легко зайти в страну. Инвестора нужно взять за руку, провести по всему процессу и сказать: ты только инвестируй, а мы для тебя все двери откроем. И это должно идти в совокупности с выгодным финансовым предложением: налоговые каникулы, обучающие курсы для людей или создание нужной инфраструктуры. Определенным образом именно это стало одной из причин успеха Польши.

Еще важно наличие свободных экономических зон. Например, в Польше, там, где много безработных, создается такая зона, чтобы “заманить” инвестора.

– Каким вы видите украинский рынок в будущем? Планируются ли инвестиции в расширение производства?

– Сейчас возможны все сценарии развития. Но однозначно это не закрытие завода или сокращение производства. Об этом мы даже не думаем. Будем смотреть, как развивается рынок. Мы находимся в довольно уникальной ситуации, ведь люди не перестанут готовить и стирать, и в какой-то момент рынок восстановится. (forbes.ua/ Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version