Машиностроение Украины и мира

Мировой рынок: падение цен на нефть активизирует спрос на бортовую авионику

По прогнозам Администрации энергетической информации США (EIA), снижение цен на нефть, в ходе которого она в прошлом году подешевела на 50%, скорее всего, сохранится и в 2015 г.

Это хорошие новости для авиакомпаний и авиационной отрасли в целом, поскольку стоимость авиакеросина коррелирует с ценой на нефть. В течение последних трех лет средняя стоимость авиакеросина составляла около $120/баррель, но уже в декабре 2014 г. она упала до $70/баррель, такие данные привела IATA. Чистый эффект подобного снижения – решение авиакомпаний продолжить эксплуатацию возрастных, менее экономичных самолетов, и в большинстве случаев эти авиалайнеры должны получить новый комплект авионики или новую панель приборов. Растущий спрос на модернизацию и ТОиР воздушных судов, продиктованный снижением цен на нефть, совместно с продолжающимся увеличением производства новых самолетов компаниями Boeing и Airbus, пуск в эксплуатацию лайнера A350 – все эти факторы формируют позитивную перспективу для развития рынка гражданской авионики в 2015 г.

“Доходы этого сегмента рынка увеличиваются на 10,5% ежегодно, что в первую очередь объясняется обновлением и обслуживанием таких главных семейств, как Boeing-777 и Airbus A320”, – считают аналитики фирмы Avascent Analytics. По их прогнозам, в течение ближайших пяти лет объем продаж бортовой авионики для различных сегментов рынка гражданской авиации превысит $90 млрд., а ежегодные темпы роста будут составлять 2%. “Рост более скромный, поскольку темпы производства крупных программ уже находятся на рекордно высоких уровнях”, – говорят в Avascent. В более отдаленной перспективе дополнительный рост доходов может быть вызван большим объемом заказов на самолеты A320NEO и 737MAX, а также получением заказов на более чем 1000 широкофюзеляжных лайнеров A330NEO.

Прогноз фирмы Avascent Analytics не учитывает влияния цены на нефть, снижение которой может подстегнуть спрос на бортовую авионику. “Мы все еще определяем эффект от недавних трендов, – говорит Дуг Беренсон, руководитель аналитической группы Avascent. – Пока что у нас нет четкого мнения относительно того, как эти тренды повлияют на наш недавний прогноз, но, судя по всему, спрос на некоторые высокоэффективные модели может упасть, поскольку авиакомпании склоняются к тому, что смогут обойтись и более возрастными ВС”. Однако Беренсон подчеркивает, что циклы планирования достаточно длинные и еще непонятно, как изменение цен на нефть повлияет на очередной прогноз Avascent. “Сейчас мы изо всех сил пытаемся пересчитать цифры под влиянием цен на нефть и других факторов, – говорит он. – Есть ограничения на время принятия решений в авиакомпаниях относительно корректировок долгосрочных планов”.

Компания Rockwell Collins, которая наряду с Thales и Honeywell доминирует на рынке бортовой авионики для воздушного транспорта, предрекает увеличение продаж новых мониторов в стиле Boeing-787 для возрастных лайнеров Boeing-757 и -767 в качестве комплекта обновлений. Эти самолеты предполагалось списать, но снижение цен на топливо дает авиакомпаниям возможность их дальнейшей эксплуатации и обеспечивает контроль над расходной частью. В настоящее время в эксплуатации находится около 800 самолетов данных типов. Логистический оператор FedEx стал стартовым заказчиком комплекта обновлений от Rockwell Collins для самолетов Boeing-767 и получил первый модернизированный самолет в июле 2014 г., после того как Федеральная авиационная администрация США (FAA) предоставила дополнительный сертификат типа. Грузовой перевозчик покупает обновленные самолеты с модернизированной панелью приборов непосредственно у корпорации Boeing.

Келли Ортберг, генеральный директор Rockwell Collins, говорит, что у компании уже есть второй заказчик комплекта обновлений, а целый ряд клиентов заинтересован в модернизации самолетов Boeing-757 и -767. “Независимо от уровня цен на топливо моя главная философия заключается в том, что если улучшается финансовое положение вашего конечного клиента, а значит и его доходы, – это отличный признак, – говорит Ортберг. – Как они собираются работать дальше: снизят ли цены на билеты, чтобы привлечь дополнительных пассажиров, или, может быть, проведут больше обновлений, или продлят эксплуатацию менее топливоэффективных самолетов – посмотрим”.

Что касается сегмента современного и передового оборудования, то, как считают в Rockwell Collins, здесь в ближайшем будущем рост спроса на авионику будет обеспечен самолетами Airbus A350, для которых компания поставляет информационные системы управления, коммуникационное и навигационное оборудование, а также бортовую авионику и электромеханическую систему ЭДСУ. Также необходимо учитывать рост производства самолетов Boeing-737 и -787, для которых Rockwell Collins поставляет мониторы и другое оборудование. Авиалайнер A350 в январе пущен в эксплуатацию стартовым заказчиком Qatar Airways, а в целом компания Airbus получила уже около 800 заказов на самолеты данного типа.

По мнению руководства Rockwell Collins, примерно с сентября компанию ожидает значительный рост, связанный с увеличением поставок A350. Как говорит Ортберг, направление послепродажного обслуживания авионики, которое по большей части опирается на оплату по ставке за один летный час, ожидает существенный рост в связи с увеличением производства новых самолетов во второй половине 2014 г.

Уравновешивать эту тенденцию будет так называемый каннибализм, когда авиакомпании ставят на хранение часть своих самолетов и снимают с них оборудование для установки на другие, эксплуатируемые, авиалайнеры. “На наш взгляд, эта тенденция будет продолжаться”, – говорит Ортберг.

По оценкам компании Honeywell, рост количества воздушного транспорта в первой половине 2015 г. будет практически идентичен показателям аналогичного периода 2014 г. Но во второй половине 2015 г., так же как и в 2016 г., ожидается рост в данном сегменте из-за увеличения объема производства самолетов семейства A350. Этот же фактор обеспечит рост показателей и для компании Thales, которая поставляет мониторы, компьютеры, инерциальное оборудование, электронные приборы и др. для нового авиалайнера Airbus.

Компания Honeywell, в свою очередь, поставляет для самолетов A350 системы бортовой связи, системы спутниковой связи, системы управления авионикой, а также погодные радары. По оценкам компании, объем ее услуг по послепродажному обслуживанию авионики будет немного больше, чем в 2014 г., в силу ожидаемого увеличения спроса со стороны авиакомпаний на услуги по ТОиР ВС, а также на услуги по переоборудованию самолетов. (Авиатранспортное обозрение/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version