Сегодня смарт-автомобилем все чаще называют машины Tesla и линейку BMW с индексом “i” – модели i3 и i8. Очевидно, что подобное заявление несет ложную информацию: “умных” автомобилей в мире уже огромное количество. Алена Андрусяк, руководитель отдела PRпроекта Finova, рассказывает о разнице между несколькими видами автомобилей.
Сегодня автомобильная индустрия так быстро и всесторонне развивается, что не вовлеченному человеку сложно разобраться в терминах, которые многочисленными экспертами и журналистами используются в разных значениях. Как понять, чем отличаются Internet of Cars, Smart Cars, Connected Cars, “умные” автомобили, “подключенные” автомобили и электрокары?
Internet of Cars – обширное понятие, говорящее о целой индустрии, занимающейся внедрением высоких технологий в автомобиль и его связью с Интернетом. Сегодня почти все прогрессивные автомобильные брэнды в той или иной степени включают последние научные разработки в свои машины, что формирует так называемые ветви Internet of Cars.
Тут стоит разграничить Smart Cars или “умные” автомобили, и Connected Cars или “подключенные” автомобили. Существует ряд автомобильных компаний, которые еще с 1990-х годов занимаются разработкой “мозгов” для выпускаемых транспортных средств, и многие из них добились больших успехов. Автомобили, которые вышли от производителя со встроенными системами, называются Smart Cars.
К таким можно отнести Audi с технологией Audi Connect, которые на рынке США продают не только подключенный к Интернету автомобиль, но и гигабайты трафика к нему отдельными пакетами. У Ford автомобиль распознает дорожные знаки, Volvo вызывает портативную заправку при низком уровне топлива без участия водителя, Sony планирует создать все условия для отдыха и работы в салоне автомобиля, который полностью для этого оснащен. А компания Google достигла самых больших успехов в этой сфере – она уже имеет концепты автомобилей, которые в использовании не требуют вмешательства человека, то есть пресловутые беспилотные автомобили.
Путаница возникает в основном из-за неточности перевода. А еще благодаря тому, что грани между всеми технологиями каждый день стираются и ведут к одному всеобъемлющему, глобальному Internet of Things, который призван сделать нашу жизнь максимально комфортной.
Вместе с тем существует подход, несколько иной, чем создавать высокотехнологичный автомобиль – устройство, которое может считывать и передавать данные как от автомобиля, так и в него. Самый распространенный способ – использование устройства OBD II, которое устанавливается в диагностический разъем под рулем подавляющего большинства автомобилей.
Такая связь дает много преимуществ. На рынке появились молодые компании, которые предоставляют разные сервисы автомобилям, подключенным к сети на основе технологии OBD II, такие как Automatic, Zubie и другие. И, тем не менее, от беспилотных автомобилей такая технология далека, хотя стоимость ее меньше и выход на рынок ближе.
Все компании – автомобильные или ІТ – в целом хотят достичь одного эффекта: взаимодействия автомобилей с человеком, взаимодействия автомобилей между собой и объектами инфраструктуры, контроля состояния и передвижения транспортного средства. Разница заключается в том, достаточно ли электронное оснащение автомобиля для его связи с Интернетом или требуется дополнительное оборудование и возможные пути будущего развития этих опций.
Чем “умные” автомобили отличаются от электрических автомобилей?
“Умный” автомобиль” – это транспортное средство, тем или иным образом подключенное к сети. Много компаний одновременно используют такое свойство автомобиля по своему усмотрению. Понятие же “электрический автомобиль” (электромобиль) относится к автомобильной инженерии и типу топлива. Путаница возникла, скорее всего, из-за разработок в сфере умных Internet of Cars первопроходца и лидера в создании электрокаров – компании Tesla.
Понятие “электрический автомобиль” никак не влияет на его связь со Всемирной паутиной. Тем не менее, это последнее слово в автомобильной индустрии, что подразумевает его высокую технологичность. Разработки автомобильной электроники и электромобилей достигли пика популярности примерно в одно и то же время. Из-за небольшого количества игроков-гигантов на этом поле часто некоторые разработки пересекаются и объединяются. Но далеко не все электрокары достаточно оснащены электроникой, чтобы называться “умными”; и лишь небольшая часть “умных” автомобилей являются электрокарами.
На каком этапе развития сегодня находятся беспилотные автомобили?
Начнем с того, что тестировать и выпустить в массовую продажу – и в теории, и на деле вещи разные. Первый автомобиль, позиционировавший себя как “умный”, появился еще в далеком 1953 г. Он назывался Firebird I Concept Vehicle. За этим автомобилем такое же звание получили и все его потомки: Firebird I, ІІ, III , IV, электроника которых уже на то время позволяла избежать некоторых наиболее типичных аварийных ситуаций. Хотя эти “звери” так и остались концептами, экспонатами в Henry Ford Museum.
Сегодня в наших руках технологические мощности другого уровня. Безусловно, компании-разработчики подготавливают рынок, выпуская ролики с концептами будущего ноу-хау. Так же неоспоримо, что беспилотные Google Cars до апреля 2014 г. прошли почти 1100000 км, а в конце мая Google показал новый прототип беспилотного автомобиля, который не имеет ни руля, ни педалей газа и тормоза. Машины Audi давно умеют сами парковаться. Но все эти чудеса требуют огромного количества доработок и все еще далеки от готовности выйти на дороги общего пользования. Кроме того, стоимость таких автомобилей – запредельная, и потому они далеко не всем по карману.
Но кто бы что ни говорил, а в каждой отрасли есть свои безоговорочные лидеры. Передовик в электромобилях, безусловно, Tesla. Никто не сомневается, что первый беспилотный автомобиль в свободное плавание выпустит Google. А “встраивать мозги” в автомобиль на основе OBD II первыми начали ребята в Кремневой долине – Automatic.
Индустрия Internet of Cars очень молодая и перспективная, каждый день появляются новые игроки, идеи, а за ними – понятия и значения. Путаница возникает в основном из-за неточности перевода. А еще благодаря тому, что грани между всеми технологиями каждый день стираются и ведут к одному всеобъемлющему, глобальному Internet of Things, который призван сделать нашу жизнь максимально комфортной. (Алена Андрусяк, руководитель отдела PR проекта Finova/forbes.ua/Машиностроение Украины и мира)