Машиностроение Украины и мира

Украина: легенды о «Спартане» – нескромная переплата за кустарное качество

Бронеавтомобили не выдерживают реалий антитеррористической операции на Донбассе, а устранять неполадки в полевых условиях, не обладая специальными техническими ресурсами, практически невозможно.

В декабре 2014 г. СМИ пестрели сообщениями о том, что на вооружение армии поступили новые украинские бронеавтомобили “КрАЗ-Спартан”, с установленными на них противотанковыми ракетными комплексами типа “Сармат”. Звучали мнения о том, что броневик с таким вооружением может представлять реальную угрозу для тяжелой техники российско-террористических войск, и даже вступать в эффективную борьбу с основными типами танков, применяемых террористами – Т-64 и Т-72.

Но буквально через месяц эйфория рассеялась – оказалось, бронеавтомобили не выдерживают реалий антитеррористической операции на Донбассе, а устранять неполадки в полевых условиях, не обладая специальными техническими ресурсами, практически невозможно. Первый недостаток, который массово стали замечать бойцы – слабая ходовая часть. Кроме того, без специализированных СТО, оснащенных компьютерной техникой, обслуживать “КрАЗ-Спартан” оказалось невозможно. Какие ж СТО на передовой АТО… В результате всего в течение месяца у одной из бронемашин отвалилось колесо, а к концу января, сообщали СМИ, вышли из строя 12 и 14 переданных силам АТО бронемашин “КрАЗ-Спартан”.

Впрочем, генеральный директор автозавода-производителя Роман Черняк позже заявил, что “ни один автомобиль не вышел со строя и не был направлен к нам на доработку”.

Также Черняк сослался на условия контракта и отметил, что, мол, производитель четко придерживается оговоренных технических требований и постоянно совершенствует машину. В то же время, директор АвтоКрАЗа признал, что производство бронеавтомобилей – новинка для завода, а шумиха, по его мнению, связана с тем, что “некоторые, увидев оборонные бюджеты, тоже захотели выйти на этот рынок”. Как всегда, собака оказалась зарыта возле мешка с деньгами, но – обо всем по порядку.

Откуда родом «Спартан»? На самом деле броневик, фактически, родом из Канады. Его оригинальное название – Streit Group Spartan, и он появился на свет в 2012 г. – канадцы изготовили его на базе шасси машины Ford 550. В 2014 г. производство таких машин уже с названием “КрАЗ-Спартан” было начато в Украине, и уже в январе, по результатам эксплуатации первых 15 образцов, был выявлен ряд серьезных конструктивных и тактических недостатков. “Спартаны” подверглись жесткой критике, как и руководство ВСУ и государства в целом, допустившее приобретение несовершенной и ломкой военной техники за немалые бюджетные деньги. Изначальная стоимость одного бронеавтомобиля этой марки составила 4,55 млн. грн. Мы не зря применили слово “изначальная”, позже цена изменилась (разумеется, не в сторону уменьшения – к этому вопросу мы еще вернемся).

Многие эксперты видели корень всех зол в том, что компания Streit Group, являющаяся разработчиком броневика, ранее не специализировалась на военной технике, и сам “Спартан” предназначен, скорее, для патрулирования в городских условиях, переброски отрядов спецназа, который, в случае чего, может воспользоваться автомобилем как прикрытием. Но на официальном сайте компании речь о “Спартане” идет именно как о военном броневике с потенциалом наращивания специальных возможностей. “Ходовая часть специально разработана для высокой мобильности на всех типах местности”, – говорится в презентации машины на сайте производителя. “Транспортное средство может быть оснащено несколькими вариантами дополнительного оборудования в целях удовлетворения конкретных требований, которые позволяют выполнять много разнообразных задач в гражданской и военной обороне”, – заверяют производители.

Тут же нашлись остряки-самоучки, которые начали шутить на тему – мол, все, к чему прикасается КрАЗ, автоматически превращается в “КрАЗ”. На самом деле в этой шутке – большая доля шутки, так как, согласно информации в открытых источниках, по состоянию на декабрь 2014 г., доля украинской составляющей в производстве “Спартана” не превышала 10-15%. К февралю следующего года, заверило руководство АвтоКрАза, этот показатель достиг 20%.

Так что, заявления о том, что “Спартан” – украинский броневик, очень сильно преувеличены.

Недостатки тактические и ходовые. Чем же конкретно данная бронемашина подвела солдат АТО? Кроме несовершенства ходовой части и низкой проходимости (будем считать, что условия на украинском Донбассе более суровые, чем в Канаде, и еще более сложные, чем в других-странах эксплуатантах Ливии и Нигерии), по мнению экспертов, есть ряд других существенных недостатков. Их исчерпывающий список, впрочем, вызвавший активные дискуссии, опубликовал гонщик и волонтер Алексей Мочанов. Список, стоит отметить, сформирован при участии десантников в полигонных и ходовых испытаниях броневика. В перечень вошли такие недостатки, как слабая ходовая часть, необходимость современного топлива, отсутствие “запаски”, невозможность самостоятельного обслуживания в боевых условиях, сильная отдача при движении по пересеченной местности, слабоватая броня, стекло, не выдерживающее второго выстрела, слабая защита пулеметчика, отсутствие радиостанции, попадание отстрелянных гильз под капот броневика и так далее. “Автомобили с таким объемом недостатков и недоделок не могут быть приняты на вооружение ВСУ”, – категорично подытожил гонщик и назвал броневик “piece of shit” (переводить это известное выражение, думается, необходимости нет), ссылаясь на мнение десантников.

Нам удалось заполучить еще один список недостатков бронеавтомобиля – не будем раскрывать источники, но они достоверны, так как люди, анализировавшие возможности машины, имели “счастье” с ней работать и устранять поломки. В списке такие претензии к “Спартанам”:

  1. Нет возможностей для переговоров между пулеметчиком и командиром экипажа.
  2. На скорости 50-80 км/ч по неровной дороге руль выбивает из рук водителя.
  3. Конструкция башни несовершенна – в зимнее время, когда пулемет в боевом положении, в салоне очень холодно (кроме тех случаев, когда машина оборудована комплексом “Сармат”).
  4. Нет противотуманных фар.
  5. Для такой массы (пустой броневик – 8,3 т, а масса с боекомплектом и личным составом до 10-12 т) слишком слабое сцепление колес с грунтом: на малейшем подъеме возникают трудности.
  6. Не предусмотрена система пожарогашения в моторном отсеке и

…еще более сотни значительных “багов”. Которые, по мнению военных, исправить невозможно, так как для этого необходима работа фактического производителя. А для того, чтобы устранить основные недостатки, нужно переделать основное – подвеску и другие “фордовские” элементы. По информации военных, АвтоКрАЗ попросту проигнорировал большинство их писем, касающихся недостатков бронемашин.

Как отмечает представитель волонтерской организации “Автосотня” Александр Тихоход (волонтеры занимаются подготовкой автотехники для бойцов АТО), проект “КрАЗ-Спартан” – “мертворожденное дитя”. Все бронеавтомобили, полученные украинскими военными, построены в… Омане, а из украинского в них – только ПТРК “Сармат” (разработанный киевским госпредприятием КБ “Луч”) и “кразовские” шильдики (информационные железные таблички, которыми маркируют машины)…

“Проходимость “Спартана” на местности меньше, чем у легкового автомобиля “Черри амулет”, – иронизирует Тихоход. По его словам, данный броневик предназначен для передвижения по асфальтированным покрытиям, песок или грунтовка для него – слишком сложная, непреодолимая задача.

Еще одна проблема – из базы, которой является шасси Ford 550, убрали внутреннюю пару колес, упругий элемент из-за этого ломает задние ступицы. Из-за этого технического недостатка, говорит Тихоход, в Широкино погиб механик “Азова”, боец с позывным “Чемпион”…

По словам Александра Тихохода, “вытащить” “Спартан” можно. Но для этого над ним нужно серьезно поработать и заменить массу составляющих, имеющих серьезные конструкторские недостатки – менять мост, усиливать упругие элементы, тормоза (последние также представляют опасность). Кроме того, нужно смотреть правде в глаза: автомобиль решительно не предназначен для боевых действий, только для переброски личного состава и обеспечения легкого прикрытия. И еще более 130 пунктов необходимых изменений дли использования его а условиях АТО.

Одним из немногочисленных достоинств “Спартана” Тихоход считает неплохую броню (класс +4).

Абсурдные закупки. Очевидно, здесь присутствуют все классические признаки госзакупок по-украински: нерациональное использование бюджетных средств, необоснованное завышение цен (к этому вопросу мы еще обязательно вернемся), а также (о чем мы, собственно, долго писали выше) – поставка продукции ненадлежащего качества.

В прошлом году Минобороны заключило контракт с ПАО “АвтоКрАЗ” на поставку 30 “Спартанов” на146,5 млн. грн. по цене, как мы уже упоминали выше, 4,55 млн. грн. за единицу. Заказ был предварительно оплачен – сразу же после подписания контракта военные перечислили АвтоКрАЗу 109200000 грн. или 80% от общей стоимости, чуть позже платеж вырос до 159, 5 млн. грн. или 95%.

Впоследствии, не имея никаких на то оснований, поставщик (назвать АвтоКрАЗ производителем, учитывая изложенное выше, явно нельзя), подписавший контракт с МОУ, решил… перенести сроки выполнения контракта и поднять цену на злополучные бронеавтомобили!

До 5,5 млн. грн. за штуку!. И в Минобороны предпочли не возражать!

Там решили, видимо, что 30 млн. грн. для воюющей с Россией и экономическим кризисом страны – сущий пустяк.

Вопреки здравому смыслу и заложенным в предыдущий контракт “оговорочками” был подписан дополнительный контракт, ПАО “АвтоКрАЗ” приобрело дополнительный профит.

А вот согласно “оговорочкам”, поставщик не обязан компенсировать производителю фактические затраты, если они превысили договорную цену. Неадекватность действий чиновников Минобороны в данном вопросе логике не поддается.

Говорить о каких-то катастрофических колебаниях курса доллара в русле того, что АвтоКрАЗ закупает у иностранцев за валюту фактически весь автомобиль, также не приходится – 95% стоимости оборонного заказа упало на счета предприятия до поднятия цены. Закупай валюту да переводи иностранному производителю. С учетом того, что свои услуги по доработке “Спартана” предприятие оценивало в 10-20% – хватит с лихвой.

Получается весьма двусмысленная ситуация. В воюющей стране украинская оборонка получает первые заказы в средине марта, а чиновники МО не желают забирать с военных заводов готовую продукцию под письменные гарантии “оплатить когда-нибудь”, и выполняются любые прихоти частного поставщика сомнительной продукции.

Почему военные “вошли” в положение поставщика, надеемся, разберутся правоохранительные органы.

P.S. Автомобиль “Спартан” на данный момент якобы проходит “полевые испытания”, но на вооружение украинской армии никогда принят не будет. Честные военнослужащие сделать этого не дадут… Аналогичная ситуация сложилась и с закупкой для нужд МОУ и Госпогранслужбы бронеавтомобилей “КрАЗ-Кугуар”, также созданных на базе гражданских автомобилей. Но это уже совсем другая история… (Информационное сопротивление/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version