Машиностроение Украины и мира

Россия: самонаводящиеся пули и прицел с навигацией – оружие будущего

Совсем скоро технологии превратят стрелковое оружие в пусковые комплексы, а пули станут управляемыми микроракетами. Не так давно в США презентовали «умную пулю». В калибре 12,7 мм поместилась система управления, отслеживающая перемещение цели и корректирующая полет.

Пуля не дура

Засевший на высоте снайпер не смотрит в оптический прицел. Перед ним – дисплей прицельной системы. Что-то вроде автомобильного навигатора: вид – на боевую технику противника, огневые точки, солдат и офицеров. Система распознавания идентифицирует каждого, стрелку остается лишь ткнуть в метку и нажать на спуск. Винтовка выстрелит в самый удобный момент, пуля пройдет по дуге и настигнет цель, даже если та скроется за укрытием.

Эта зарисовка – из будущего, когда технологии превратят стрелковое оружие в пусковые комплексы, а пули станут управляемыми микроракетами. Фантастика? Не так давно в США презентовали «умную пулю». В калибре 12,7 мм поместилась система управления, отслеживающая перемещение цели и корректирующая полет. Получается, будущее уже наступило?

«Это лишь перспективные разработки и в какой-то мере рекламный ход, – считает эксперт, автор шести книг о стрелковом оружии Максим Попенкер. – Во всем мире тщательно считают стоимость каждого выстрела. И когда пуля с системой наведения стоит 10 тысяч долларов, ждать массового производства в обозримом будущем не стоит».

По словам эксперта, конструкторская мысль движется сейчас скорее в сторону упрощения. Главные задачи – снижение веса оружия и боеприпасов, повышение точности и дальности стрельбы, скорострельности и пробивной силы.

Напечатать пистолет

Когда совершаешь марш-бросок в полной выкладке, думаешь не об умных пулях, а о том, что сейчас на твоих плечах. Каждый грамм – «золотой», как на космическом корабле. Потому-то за снижение веса оружия бьются лучшие мировые умы. Как и патронов – если ты пулеметчик и тащишь на себе несколько сотен, то лишняя капля металла в каждом превращается в ливни пота и крови. Один из способов облегчения – изготовление части из пластика и композитных материалов. До пластмассового ствола пока не дошло – не выдерживают нагрузок полимеры. А вот рамку пистолета, то есть рукоятку и ту часть, что под стволом, пластиковой уже делают.

Кстати, в России опытные образцы таких пистолетов появились еще в 60-е. Полупластмассовый ПМ показал прекрасные результаты на испытаниях. Но до серийного производства дело так и не дошло.

«Сейчас оружие с пластиковыми частями разрабатывают во всем мире, – говорит Максим Попенкер. – Но при работе с пластиком нужно учитывать его особенности. Иначе может выйти неловко, как с германскими винтовками Г36, у которых при активной стрельбе плывет пластик и сбивается прицел. Тем не менее, использование полимерных материалов – одна из главных тенденций. Я видел, как целый пластиковый пистолет за несколько минут сделали на трехмерном принтере. Правда, результаты стрельбы далеки от совершенства, и я бы не делал ставку на такое “напечатанное” оружие».

3D-принтеры – это скорее помощь конструкторам. Придумал новую форму, нарисовал, «выточил» на принтере – и сразу попробовал, как в руке лежит. Не понравилось – быстро переделал. А вот пластиковые гильзы – перспективное направление, дает очень серьезный выигрыш в весе.

Еще один тренд – создание оружия, которое стреляет бесшумно. В этом году подразделения российской армейской разведки были оснащены 9-мм бесшумными автоматами «Вал», прекрасно зарекомендовавшими себя в поле.

«Полностью бесшумных автоматов не бывает, – считает Максим Попенкер. – Такое оружие просто тише стандартного. Но и это хорошо: тихий выстрел, с одной стороны, затрудняет противнику определение положения стрелка, а с другой – защищают слух стреляющего и его товарищей. Это важно, когда бой идет в помещении».

Убьет или покалечит

Создание новых боеприпасов – еще одно направление конструкторской мысли оружейников. Здесь есть давно поставленные, но пока не решенные задачи. Например, разработка безгильзового патрона. То есть гильза есть, но изготовлена она из спрессованного пороха, полностью сгорающего во время выстрела.

Казалось бы, зачем солдату стрельба без гильз? Он ведь не киллер. Но такие боеприпасы дают некоторые преимущества. Например, скорострельность. Без процесса извлечения отстрелянной гильзы патроны могут подаваться в ствол один за одним. Выигрыш в весе гильза из пороха тоже дает немалый.

Но развитию этой технологии пока мешает сам спрессованный порох. Гильзы получаются хрупкими, подверженными воздействию влаги. При транспортировке патронных ящиков есть шанс, что половина боеприпасов превратится в «крошеное печенье». Да и механизм выбрасывания патронов в случае осечки все равно необходим, а это усложняет конструкцию. Так что пока технология производства сгорающей гильзы не совершит рывок, ждать безгильзового оружия на рынке и в армии не стоит.

Похожая ситуация и с «жидким порохом». Суть идеи в том, что в специальную камеру сгорания подаются реагенты, которые, воспламеняясь, выталкивают пулю из ствола. Система, как и предыдущая, может дать высокую скорострельность. Силу, с которой выталкивается пуля, можно дозировать. А значит, регулировать дальность стрельбы и убойную силу. Подал больше реагента – получил снайперский огонь. Меньше – травматический эффект на расстоянии в несколько метров. Убьет или покалечит в зависимости от режима – универсальный боеприпас и для армии, и для полиции.

Но все упирается в сложность подачи реагентов и их транспортировки. В артиллерийской или танковой пушке это решаемо. Но стрелку придется нести с собой емкость с взрывоопасными жидкостями, да еще заправлять ими автомат – до того ли во время боя.

Но принцип дозирования убойной силы оружейники из планов не вычеркивают.

«Его пытаются применять в травматическом оружии, – говорит Максим Попенкер. – Увеличение или уменьшение убойной силы происходит не за счет дозирования реагентов, а сбрасыванием давления пороховых газов через клапан».

Прицел с навигацией

Но все же, возможно ли превратить пулю в управляемую ракету? Разработки реактивных боеприпасов, когда часть метательного вещества находится в самой пуле, ведутся давно. Даже оружие такое есть для любителей экзотики. Но конкурировать с традиционными системами оно пока не может. Потому что выстрел получается непредсказуемый. Много горючего в маленький калибр ведь не впихнешь. На коротком участке пуля развивает большую скорость, а когда топливо выгорает, мгновенно теряет энергию, падает, как та же ракета, лишенная управления.

Поэтому самонаводящаяся пуля в ближайшей перспективе будет выходить из ствола и лететь традиционным способом – удар по капсюлю гильзы, взрыв пороха и…

«Возможно, часть оружия, в основном снайперские винтовки, действительно будет комплектоваться пулями с головками наведения, – говорит Максим Попенкер. – Они смогут менять траекторию, к примеру, вслед за лучом лазера, удерживающим цель. Но это будут дорогостоящие единичные образцы. А массовое армейское оружие пойдет по другому пути. Сами винтовки и автоматы принципиально не изменятся. Но на них появится навесное оборудование, превращающее бойцов и военную технику в единый боевой комплекс. Сейчас никого не удивляет продажа тепловизионного прицела, а в будущем в прицеле поместится целая навигационная система и оборудование связи. Один боец обнаружил цель, ее тут же видят все его товарищи, а также артиллерия, танки и беспилотники. Компьютер сам решит, кто гарантированно поразит цель – один из бойцов или боевая техника. И поможет выбрать оптимальный прицел и момент для выстрела или артудара. Тут никакая пуля с самонаведением не нужна, противнику все равно деться будет некуда».

Стрелок, я тебя знаю

Оружие, узнающее хозяина и стреляющее только в его руке, – давняя мечта армий и правоохранительных органов всего мира. Разработчики пытались идентифицировать владельца по отпечатку пальца и другим биометрическим данным, а также по «ключу» – например, по кольцу на пальце со встроенным микрочипом. Однако пока добиться надежной работы таких систем никому не удалось. Слишком велик риск отказа системы в самый ответственный момент. Специалисты даже шутят, что при перестрелке с преступником такой пистолет может повести себя, как компьютер, и выдать сообщения типа «обнаружено новое устройство. Начать поиск драйверов в интернете?» или «Ошибка нажатия на спуск, обратитесь к разработчику программного обеспечения».

Российский пистолет с идентификацией владельца оружия (сокращенно ПИВО) был разработан на Ижевском механическом заводе в 2001 году. МР-447 оборудован блокировкой спускового механизма, которая снимается при наличии на среднем пальце стрелка кольца с микрочипом. Всего было выпущено несколько образцов в качестве наградного оружия. Среди владельцев – президент России Владимир Путин.

Открыть огонь из-за угла

Как выстрелить из-за укрытия, не подставляясь под огонь противника? Ответы на эти вопросы конструкторы-оружейники предлагали со времен изобретения пороха. Во время обеих мировых войн применялись кривоствольное оружие, насадки на ствол и прицелы, напоминающие перископ подводной лодки. Последняя идея, к примеру, была реализована в России – перископ разработали во время Первой мировой войны для винтовки Мосина. Сегодня необходимость стрелять из-за угла наиболее востребована при проведении антитеррористических операций. И с развитием видеотехники и жидко-кристаллических дисплеев создатели оружия получили новый импульс. Самая известная система – израильская Corner Shot. Она не имеет изогнутого ствола, а «представляет собой соединенные шарниром приклад со спусковым крючком и пультом управления с ЖК-дисплеем и поворотный держатель пистолета с видеокамерой». Стреляющий механизм может поворачиваться на 63 градуса. В презентационном видеоролике системы спецназовец спрятал стреляющий механизм в плюшевую кошку. Террористу кажется, что из-за угла появилось милое животное. Понять, что из пасти вылетела смертоносная пуля, он уже не успеет. (tvzvezda.ru/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version