Машиностроение Украины и мира

Метод секционной сборки самолета

При выполнении программы создания самолета DC-10 был использован метод секционной сборки самолета, при которой электрожгуты, трубопроводы, агрегаты самолета, декоративная облицовка пассажирских салонов и другие узлы и детали устанавливаются на каждой из четырех секций фюзеляжа до его стыковки, что дало значительный выигрыш во времени.

Почти сто видов клемных коробок есть в интернет-магазине «Компакт Оптимы» (подробнее смотри тут). Самые ходовые – с винтовым или контактным зажимом. Они способны работать при температуре до плюс 125 градусов !

Конструктивно-технологическими разъемами планер самолета DC-10 разбит на большое количество простых деталей, узлов и секций, что позволило расширить фронт сборочных работ. При производстве агрегатов из-за большого диаметра фюзеляжа сборка часто ведется в двух ярусах, 80—95% сборочно-монтажных работ проводят в агрегатных цехах, причем почти все бортовое оборудование и большая часть монтажа выполнены на панелях, что снижает трудоемкость сборочно-монтажных работ.
Значительное количество заготовок деталей поступает на завод в г. Лонг-Бич раскроенными. Коэффициент использования металла (КИМ) при изготовлении деталей на станках с ЧПУ составляет 0,2—0,4. Например, стрингер массой 112,5 кг делается из заготовки массой 360 кг.
При производстве самолета DC-10 применяют новое оборудование для клепальных работ и новую пластмассовую оснастку, в частности, для формообразования некоторых деталей механизации крыла.
Подготавливая серийное производство самолета DC-10, фирма «Макдоннелл — Дуглас» для отработки конструкции, систем и оборудования самолета широко применяла макеты элементов конструкции и секций планера. На заводе в г. Лонг-Бич было построено 20 полноразмерных макетов отдельных частей самолета, в том числе три макета части фюзеляжа, занятой пассажирским салоном. Один из этих макетов предназначен для отработки компоновки оборудования и декоративного оформления пассажирских помещений самолета. Этот макет используется также в рекламных целях для ознакомления с самолетом возможных заказчиков и для согласования с транспортными авиакомпаниями, заказавшими самолет, вопросов по оборудованию пассажирских помещений. На макете полностью воспроизведено оборудование салонов и буфетнокухонных помещений.

Второй макет фюзеляжа служит для отработки конструкции входных дверей и аварийных выходов, пассажирских трапов, крепления пассажирских кресел, для увязки трубопроводов системы кондиционирования воздуха и жгутов электропроводки с конструкцией фюзеляжа, а также для компоновочной увязки оборудования гардеробных помещений, туалетов, полок для легкого багажа пассажиров и т. д.

Третий макет фюзеляжа правильнее называть полноразмерным металлическим макетом самолета, так как он включает кабину экипажа и установку хвостового двигателя; этот макет сделан по рабочим чертежам самолета в полном соответствии с его конструкцией. На макете монтируются системы и агрегаты оборудования фюзеляжа, он используется также для эталонирования всех монтажей бортового оборудования самолета.
Фирмой были изготовлены также три полноразмерных макета кабины экипажа, один из которых служит для оценки освещенности приборов, пультов и другого оборудования кабины в ночное время, а также макет секции фюзеляжа для натурной отработки системы кондиционирования воздуха в различных искусственно создаваемых условиях (при разной температуре воздуха).
Другие макеты, изготовленные в основном из дерева, воспроизводят стойки шасси и отсеки для их уборки, отсек установки хвостового двигателя, багажногрузовые помещения, а также ряд отсеков фюзеляжа, в которых скомпонованы отдельные группы оборудования (отсек радиооборудования, отсек электрооборудования).

Exit mobile version