Казахстан намерен отстаивать статус космической державы, пишет газета “Экспресс-К”. Как уточняет издание, по мнению главы Аэрокосмического комитета Министерства по инвестициям и развитию Талгата Мусабаева, страна многое сделала для этого: космодром “Байконур” работает на полную мощность, постепенно реализуется проект по созданию ракетного комплекса “Байтерек”, введены в эксплуатацию две орбитальные группировки спутников “Казсат-2” и “Казсат-3” и группировка из двух космических аппаратов дистанционного зондирования Земли KazEOSat-1 и KazEOSat-2. А через полтора месяца ожидается долгожданный полет Айдына Аимбетова на Международную космическую станцию.
Т. Мусабаеву задали вопросы: “Байконур” – это главная площадка, используемая Россией для осуществления своей космической программы. Не секрет, что наш сосед заканчивает строительство космодрома “Восточный”. А как же двусторонний договор аренды? Есть ли будущее у “Байконура”?
Он ответил: “Действительно, Россия ведет строительство космодрома “Восточный” на Дальнем Востоке, на который, по-видимому, будут перенесены все федеральные пуски с космодрома “Байконур”. Однако напомню, что в 2004 г. президентами Казахстана и России было подписано соглашение о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса “Байконур”, согласно которому срок его аренды продлен до 2050 г. Этот документ предусматривает участие нашей страны в реализации совместных космических проектов, модернизации инфраструктуры космодрома “Байконур”, создание новых более безопасных ракетно-космических комплексов для последующего поэтапного сокращения эксплуатации на космодроме ракет-носителей, использующих высокотоксичные компоненты ракетного топлива.
Также хотел бы сказать, что сроки начала работ по созданию нового космического ракетного комплекса “Байтерек” на космодроме “Байконур” сдвигаются на 2021-2022 гг. в связи с загруженностью российских предприятий. Мы надеемся, что проект будет успешно реализован и это позволит с прекращением эксплуатации “Протонов” в 2025-2026 гг. перейти на КРК “Байтерек”. (forbes.kz/Машиностроение Украины и мира)