Машиностроение Украины и мира

Россия: в 2016 году правительство может отказаться от программ поддержки автопрома

В 2016 г. государство может отказаться от государственных программ стимулирования спроса на новые автомобили. В бюджете 2016 г. на это нет резервов.

8 октября правительство планирует утвердить проект бюджета на 2016 г., но уже сейчас понятно, что денег на поддержку автопроизводителей у государства нет, рассказали два топ-менеджера, близкие к двум автозаводам, и федеральный чиновник. Кроме того, в условиях бюджетного дефицита против отдельных мер по спасению автопрома выступает Министерство финансов.

Сейчас действует несколько программ по стимулированию спроса на новые автомобили, произведенные в России. Первая – программа обновления автопарка, предусматривающая скидки на покупку нового автомобиля при утилизации старого или в trade-in 40-350 тыс. руб. в зависимости от типа машины. Она была пущена в сентябре 2014 г. и потом несколько раз продлевалась. С апреля были пущены еще две программы – льготного автокредитования и автолизинга. По первой государство субсидирует по кредитам 2/3 ключевой ставки ЦБ (сейчас 11%), по второй – компенсирует скидку в 10% от стоимости машины, но не более 500 тыс. руб.

В 2014 г. продажи новых автомобилей в России сократились на 10,3% до 2,5 млн. штук, относительно 2013 г., за восемь месяцев – еще на 33,5% до 1,1 млн. штук. В 2014-2015 гг. на поддержку автопрома государство потратило 39,4 млрд. руб. За это время с использованием бюджетных средств было продано порядка 600 тыс. автомобилей. В конце сентября премьер-министр Дмитрий Медведев признавал, что программы поддержки автопрома работают “неплохо”.

Продлить программы на 2016 г. предлагает Минпромторг. Представитель министерства отметил, что “по нашему мнению, в 2016 г. необходимо продолжить программы стимулирования спроса на новые автомобили, такие как программа обновления парка, льготный лизинг и льготное автокредитование”. Предложение Минпромторга рассматривалось ранее на совещании у премьер-министра, но денег на поддержку автопрома в проекте бюджета на 2016 г. не нашлось, рассказывают собеседники, знакомые с результатами совещания. Глава правительства поручил профильным министерствам определить источники финансирования в течение двух недель, к заседанию бюджетной комиссии, где будет утвержден проект бюджета.

Идею дальнейшей господдержки автопрома разделяют не все министерства. Против, в частности, выступает Минфин, говорят топ-менеджеры двух автозаводов и федеральный чиновник. “И мы не должны постоянно говорить о срочных мерах поддержки всего и всех бюджетными деньгами. Такие программы эффективны только тогда, когда есть понимание, что мы корректируем краткосрочный провал. Сейчас же ситуация совсем иная”, – пояснил глава Минфина Антон Силуанов. В Минэкономики заявили, что не получали предложений Минпромторга.

То, что в проекте бюджета не предусмотрят средства на госпрограммы, совсем не означает, что поддержка будет свернута окончательно, говорят менеджеры двух автозаводов. Все текущие госпрограммы изначально не были заложены в бюджетах 2014-2015 гг., деньги на них каждый раз выделялись отдельным постановлением правительства. Однако в следующем году свободных денег на спасение автопрома может не найтись.

Решения о пуске и продлении программ по стимулированию спроса на автомобили в 2014-2015 гг. принимались правительством в других экономических условиях. Бюджет 2014 г. был исполнен с реальным профицитом на уровне 474,5 млрд. руб. или 0,7% ВВП. В тот момент у правительства оставались и оперативные бюджетные резервы в виде антикризисного фонда. Сегодня Белый дом готовится к тому, что бюджет 2015 г. будет исполнен с реальным дефицитом. По итогам первого полугодия, которые в правительстве подвели в сентябре, реальный дефицит исполнения бюджета составил 797 млрд. руб. или 2,3% ВВП. Причина падения бюджетных доходов – снижение цены нефти до $57 в первом полугодии против $107,3/баррель в первом полугодии 2014 г. Вместе с падением цен на нефть правительство охладевает и к различным стимулирующим программам.

Против выделения средств играет и тот факт, что в Кабинете министров верят, что с 2016 г. начнется восстановление авторынка, добавляют собеседники. По базовому прогнозу The Boston Consulting Group, в следующем году продажи легковых автомобилей вырастут на 11,8%, PricewaterhouseCoopers ждет роста на 6,7%. “Мы рассчитываем на то, что в 2016 г. мы должны увидеть восстановительный тренд по автопрому”, – говорил в июле глава Минпромторга Денис Мантуров, слова которого передавал Bloomberg.

Представитель Ford Sollers считает, что поддержка автопрома в 2016 г. необходима для дальнейшей стабилизации рынка. В августе к Дмитрию Медведеву с просьбой выделить 30 млрд. руб. на поддержку автопрома обратилась Российская ассоциация автодилеров (РОАД). “В этом году мы ожидаем, что в России будет продано чуть больше 1,5 млн. автомобилей, из них 450-470 тыс. штук – по госпрограммам. Если поддержка закончится, в следующем году в лучшем случае мы перешагнем за 1 млн. автомобилей”, – говорит глава РОАД Владимир Моженков.

Владимир Беспалов из “ВТБ Капитала” согласен, что в следующем году рынок начнет восстанавливаться, но не исключает и обратного сценария. По мнению аналитика, без господдержки сохранятся многие структурные проблемы отрасли, такие как низкая загрузка мощностей (сейчас – менее 50%). По оценке аналитика, как минимум первые два квартала 2016 г. программы стимулирования спроса будет актуальны. (Autonews/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version