В конце сентября Skoda Auto отпраздновала юбилей Вацлава Лаурина, отца-основателя Skoda, пионера автомобилестроения, со дня рождения которого в этом году исполняется 150 лет.
В 1895 г. Вацлав Лаурин, совместно со своим деловым партнером Вацлавом Клементом основали компанию Laurin & Klement (L&K), которая стала предшественницей современной Skoda Auto. Изначально L&K специализировалась на сборке велосипедов и мотоциклов, а начиная с 1905 г., компания перешла к выпуску автомобилей. В 1925 г. произошло слияние компании Laurin & Klement с машиностроительным предприятием Skoda. Вацлав Лаурин скончался в 1930 г.
“120 лет назад Вацлав Лаурин в содействии с Вацлавом Клементом заложили основу в истории успеха нашей компании, – отмечает Андреа Фридлова, управляющий музея марки Skoda. – Лаурин был выдающимся пионером автомобилестроения и одним из самых влиятельных предпринимателей в период зарождения автомобильной отрасли. Сегодняшние успехи марки были бы невозможны без гениальных замыслов и смелых амбиций отцов-основателей. На данный момент Skoda является автопроизводителем мирового масштаба и одной из старейших автомобильных компаний в мире”.
История жизни Вацлава Лаурина является свидетельством его таланта, отваги и упорной работы. В возрасте 30 лет он воспользовался предложением будущего партнера Вацлава Клемента основать совместную веломастерскую. В дальнейшем компания занялась производством мотоциклов, а в 1905 г. перешла на производство автомобилей. Вацлав Клемент прошел путь от жестянщика, монтера и оператора паровых установок до основателя крупной компании, вместе с Вацлавом Клементом подарив имя одной из самых успешных автомобильных марок ХХ века.
Вацлав Лаурин родился 27 сентября 1865 г. в богемской дер. Камени неподалеку от Турнова. Лаурин, будучи выходцем из небогатой семьи, с ранних лет демонстрировал способности талантливого инженера. При поддержке родителей Лаурин получил образование в сфере машиностроения, и в 1893 г. направился в Дрезден, где изучил устройство и работу паровых двигателей. Вернувшись в Турнов, Лаурин занялся сборкой велосипедов совместно с деловым партнером Йозефом Краусом.
После окончания контракта с Краусом, Вацлав Лаурин обосновался в Млада-Болеславе. В декабре 1895 г. он решился на смелый шаг, который определил всю его дальнейшую жизнь и профессиональный путь: совместно с Вацлавом Клементом он основал мастерскую по ремонту велосипедов под брэндом Laurin & Klement.
Вскоре успешная ремонтная мастерская перешла к производству велосипедов. Изначально фирма собирала велосипеды под маркой “Slavia”, слоган которой гласил: “Нашим клиентам подходит только лучшее”. К 1898 г. компания насчитывала уже 40 сотрудников, а в 1899 г. L&K представили первые плоды собственных разработок: велосипед со вспомогательным двигателем, так называемый “Мотоциклет”. Производство мотоциклов стало новым этапом в развитии компании.
В 1905 г. компания совершила выдающийся прорыв и перешла к производству автомобилей, создав первый автомобиль в линейке брэнда – легендарную Voiturette A. Небольшой автомобиль мощностью 7 л. с. стал новой отправной точкой в истории марки L&K. Первая мировая война и экономический кризис привели к существенному падению продаж компании в 1920-х годах. Справиться с трудностями позволило слияние в 1925 г. компании с крупнейшим в Чехословацкой республике предприятием Skoda, расположенном в Пльзене.
После слияния со Skoda Вацлав Лаурин несколько лет проработал на посту Технического директора новой компании. Впоследствии он постепенно отошел от активной профессиональной деятельности ввиду ухудшающегося здоровья. Вацлав Лаурин умер 4 декабря 1930 г. в Млада-Болеславе в возрасте 65 лет.
Кроме 150-летия Вацлава Лаурина, в текущем году Skoda отмечает еще две крупных даты: 120-летие со дня основания компании Laurin & Klement и 110-летие производства автомобилей в Млада-Болеславе. Эти памятные даты подтверждают статус Skoda в качестве одного из старейших автопроизводителей в мире. На сегодняшний день, компания, основанная Лаурином и Клементом в 1895 г., является одним из крупнейших автопроизводителей в мире, портфолио которого насчитывает семь модельных серий и около 40 специальных версий, а 17 млн. выпущенных с 1905 г. автомобилей подчеркивают силу и энергию марки Skoda. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)