Машиностроение Украины и мира

Россия: ГК «Ростех» не довольна шумом из-за сокращений в ОАО «АвтоВАЗ»

Владеющий блокпакетом АвтоВАЗа “Ростех” недоволен кадровой ситуацией на заводе. Глава госкорпорации Сергей Чемезов подверг критике политику президента АвтоВАЗа Бу Андерссона относительно сокращения рабочих мест, заметив, что “надо было действовать более аккуратно, деликатнее”.

Чемезов рассказал о грядущем заседании совета директоров, на котором состоится встреча с руководством Renault-Nissan (владеет контрольным пакетом АвтоВАЗа). По словам главы “Ростеха”, вопрос о смене топ-менеджмента завода “пока не стоит, но какую-то воспитательную работу надо провести”.

По данным профсоюза АвтоВАЗа, в 2014 г. с завода были уволены 14,5 тыс. человек, в том числе по соглашению сторон и по собственному желанию. В этом году АвтоВАЗ рассчитывал сократить 1,1 тыс. сотрудников административного аппарата. По подсчетам главы профкома АвтоВАЗа Сергея Зайцева, с начала года уволены 400 человек. В марте Бу Андерссон заявлял, что увольнений среди рабочих в этом году не будет. Но член комитета по промышленности Самарской губернской думы Александр Дроботов рассказал, что депутатам и чиновникам в последнее время поступает “очень много” жалоб от сотрудников АвтоВАЗа на кадровую политику. “Речь не идет о сокращениях, это более мягкая форма, руководство предлагает уволиться по соглашению сторон. Взамен выплачивают по три или четыре оклада”, – пояснил Дроботов. По оценкам Зайцева, сейчас на заводе 47-48 тыс. работников, на начало года их было около 52 тыс., “часть работников ушла на пенсию, другие уволились по соглашению сторон”. Глава независимого профсоюза АвтоВАЗа Петр Золотарев сообщил, что решения о количестве увольняемых в следующем году еще нет.

Сергей Чемезов напомнил, что в 2008-2009 гг. на АвтоВАЗе было сокращено около 40 тыс. сотрудников, но “такого шума не было”. Тогда, по его словам, были найдены возможности для обустройства людей и обучения их новым специальностям. “Здесь по методу обрезания, народ выгнали на улицу. Эта практика, наверное, европейская, мы считаем, что этого делать нельзя”, – описал текущую ситуацию глава “Ростеха”.

В “Ростехе” отказались от комментариев. В Renault-Nissan заметили, что руководство АвтоВАЗа “делает все возможное, чтобы преодолеть тяжелый кризис” в автопроме, и добавили, что программу дополнительных антикризисных мер акционеры обсудят на заседании совета директоров 30 ноября. На АвтоВАЗе говорят, что социальная и кадровая политика не изменилась и “находится в полном соответствии с коллективным договором”, на заводе “проходят мероприятия по улучшению дисциплины и работе с нарушителями и с работниками с низкой производительностью”.

О каком-либо серьезном конфликте между “Ростехом” и менеджментом или зарубежными акционерами АвтоВАЗа источники, знакомые с ситуацией, не говорят. Но в отрасли не исключают, что публичная критика звучала неспроста. Один из собеседников замечает, что “в приоритете у Renault-Nissan – финансовая сторона, а “Ростеху”, представляющему государство, традиционно важна и социальная стабильность”. Запас по оптимизации персонала на АвтоВАЗе большой, считает источник, и “экономически сокращение оправдано”, но решение “должно приниматься исключительно с учетом социальной напряженности”.

Владимир Беспалов из “ВТБ Капитала” отмечает, что для руководства АвтоВАЗа в первую очередь важно выйти на положительную рентабельность без сокращения постоянных расходов. На фоне низкого спроса за счет продаж рентабельность не повысить, и увольнения неизбежны, полагает он. Идеальное решение, по мнению эксперта – прекращение поддержки избыточной занятости пуском программ по повышению мобильности и созданию новых рабочих мест, иначе предприятие придется бесконечно субсидировать. (uaprom.info/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version