Машиностроение Украины и мира

Россия: машиностроение «на крючке» у импортозамещения

На фоне разговоров об импортозамещении кузбасские машзаводы ищут новые ниши на рынке горношахтного оборудования. Ищут и находят, как убедился бизнес-журнал «Капитал».

Когда вы последний раз учились ? В школе, в вузе ? А учиться нужно постоянно, чтобы не отстать от конкурентов. Помогут бизнес-тренинги и мастер-классы, которые представлены на сайте консалтинговых услуг vertexglobal.ru.

Не проходит и дня, чтобы представители власти и бизнеса публично не говорили об актуальности импортозамещения в производстве буквально всего — продуктов, оборудования для всех отраслей промышленности, в том числе, станков для машиностроения… В Кузбассе, как известно, уже не первый год власти особо обеспокоены производством горношахтного оборудования (ГШО) для угольщиков непосредственно в регионе. «Увеличить загрузку машзаводов !». «Снизить долю импортного оборудования на шахтах, разрезах и обогатительных фабриках!» Таковы были призывы кузбасских чиновников. Но сейчас это уже не только лозунги. Во взаимоотношениях угольщиков и машиностроителей произошли серьезные изменения. Вот лишь основные подтверждения этому: угольные компании начали наращивать собственные ремонтные и производственные мощности, передовые машзаводы провели модернизацию и начали выпускать конкурентоспособную продукцию. В Кузбассе появились новые компании, предложившие рынку инжиниринговые решения и продукцию, которую в регионе ранее не производили.

ООО «Сиб-Дамель», входящее ныне в ОАО «СУЭК-Кузбасс», — это бывшие ремонтные мастерские угольной компании. Такие были во всех городах. Ремонт оборудования, выпуск самых простых запчастей — таков профиль этих мастерских. Но сейчас о предприятии говорят как о полноценном машзаводе. Причем таком, где постоянно наращивается объем производства и увеличивается количество занятых. Теперь здесь выпускают крепежный материал (анкеры, опорные шайбы, затяжки, профильные подхваты — штрипсы), конвейерные системы, ролики. Запущено производство устройства для осланцевания горных выработок, системы по очистке железнодорожных вагонов от снега. На шахтах установлены первые модульные электрокалориферно-вентиляционные установки.

Делается это, конечно, потому, что несколько лет назад в СУЭК посчитали, что свое производство — это выгоднее, чем покупать все необходимое на стороне. Решили и инвестировали в «Сиб-Дамель» более 500 млн рублей. Еще столько же планируется вложить в следующем году, говорит заместитель главного механикаОАО «СУЭК-Кузбасс» Сергей Мухортиков. На предприятии будет организован выпуск ленточных конвейеров, двигателей и силовой гидравлики.
Примеры усиления своих машиностроительных активов сегодня демонстрирует и «СДС-уголь». На производственных площадках профильного холдинга «СДС-Маш»организован выпуск запчастей и составных частей БелАЗов, агрегатов для подземной добычи. Заказы на выпуск запчастей для импортной техники компания сегодня размещает и на других кузбасских машзаводах.

Сегодня в России самый яркий пример реального импортозамещения демонстрирует Копейский машзавод — ведущий российский производитель проходческого оборудования. Предприятие после масштабной модернизации смогло представить на рынке почти всю линейку проходческих комбайнов. И сегодня кузбасские шахты покупают в основном копейскую проходческую технику.

В самом Кузбассе пока нет таких примеров. Однако региональные производители имеют сегодня шанс закрыть освободившуюся нишу — взрывозащищенные двигатели. Еще в начале 2000 годов двигатели, которые поставлялись на кузбасские шахты, были либо кемеровские, либо украинские. Но КЭМЗ в Кемерове закрылся, небольшое производство «Электродвигатель» не охватывало всю номенклатуру. Затем после событий на Украине в Кузбасс перестало поставляться и украинское оборудование.

Сегодня кузбасским машиностроителям уже есть, чем ответить на такой вызов. Киселевское ОАО «ОМТ» совместно с ООО «Электропром» и ООО «Сиб-Дамель»сейчас готовит к запуску производство электродвигателей разной мощности. В Киселевске осваивают выпуск корпусов, а на площадках в Прокопьевске и в Ленинске-Кузнецком эти корпуса будут оснащать начинкой. Пока импортной. Первые модели двигателей уже на выходе.

Через месяц в Кемерове будет официально представлена первая сертифицированная модель шахтного подвесного дизель-гидравлического локомотива — подземного дизелевоза, который доставляет в забой людей и технику. До сих пор на кузбасских шахтах использовался только импортный транспорт. ЛокомотивООО «Кузбасский завод горного машиностроения» на 50% импортный, на 50% -собственная разработка компании. «Мы исходили из того, что сейчас вся инфраструктура шахт настроена на обслуживание импортной техники. Поэтому мы предлагаем пока понятный угольщикам вариант локомотива. Но затем импортная составляющая будет снижаться», — пояснил гендиректор компании Евгений Котиков.

Мощности завода позволяют выпускать 20 единиц техники в год. Это полностью покроет потребности Кузбасса и даже даст возможность отправлять локомотивы за пределы региона. В настоящее время ведутся переговоры о поставках локомотивов в Индию, Казахстан и в Монголию.

Тем временем еще одно кемеровское ООО «Центр транспортных систем» (ЦТС) также разработало модель дизелевозов, сравнимый с чешской Ferrit и немецкой Sharf (это основные поставщики на кузбасские шахты). По словам технического директора ЦТС Дмитрий Видерко, агрегат проходит испытания на шахте «Листвяжная». Сертифицировать его планируется в следующем году. На 95% российского производства, а двигатель — белорусский.

…Так, что кузбасские компании хотят поставить импорт себе на службу, делая так, чтобы в итоге продукция была дешевле западных аналогов (по оценкам ЦТС, дизелевозы будут стоить на 5–25% дешевле). При нынешнем валютном курсе это может повысить шансы региональных производителей.

Второй вариант того, как обернуть импорт себе на пользу, — организация производства импортной техники на кузбасских площадках. Юрмаш, по словам гендиректора завода Алексея Самоукина, начал переговоры с польской KOPEX о размещении производства в Юрге. Номенклатура, схема производства должны быть определены к началу 2016 года. Идею организации целого индустриального парка по выпуску ГШО иностранными компаниями в Кузбассе реализует глава компании «Кузнецкмонтажстройдетали» Роман Завацкий. В Новокузнецке ему уже удалось получить участок земли для размещения парка. Лучшие мировые достижения в производстве ГШО намерено использовать и ОАО «ОМТ», руководство которого предложило организовать индустриальный парк вокруг своей производственной площадки. Производство ГШО будет развернуто в Калтане на заводе КВОиТ.

По данным Кемеровостата, за 9 месяцев текущего года оборот организаций в сфере производства машин и оборудования в Кузбассе выросло на 24,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года (в целом по перерабатывающим отраслям — на 10,7%). В этом росте есть и победы — маленькие и большие производителей ГШО. И, может, не стоит называть эти победы импортозамещением. Ведь угольщики тоже постепенно привыкают, что в России можно выгодно покупать надежное оборудование. (biz.a42.ru/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version