Машиностроение Украины и мира

Украина: преграды и возможности европейского промышленного производства

Украинские компании не несут угрозы европейским производителям ни на внутреннем, ни, тем более, на внешних рынках. Причина очевидна – помимо аграрной и металлургической продукции, у нас практически нет сильных позиций. Интересно в этом контексте другое – глобальные высокотехнологичные компании, которые развивают производство в Украине. На что они рассчитывают и как их потенциал можно использовать для развития своего производства?

Чем больше производственные помещения, тем больше траты на их освещение. Проблему решат светодиоды, которые значительно экономнее традиционных источников освещения. На сайте компании «Светрон» можно найти каталог светодиодных промышленных светильников и выбрать из него понравившееся.

Украина – страна с достаточно хорошо развитой инфраструктурой. Даже небольшие населенные пункты здесь электрифицированы и, как правило, подключены к газо- и водоснабжению. Сеть железных и автодорог охватывает большую территорию. Кроме того, существует база технического образования. Если к этим характеристикам присовокупить территориальную близость к Европе и серьезно просевшую за последнее время национальную валюту, то становится ясно, что наша страна может стать идеальной производственной площадкой для европейских компаний. Звучит не очень почетно, но именно такой подход позволит создать плацдарм для развития собственных технологичных брэндов.

Здесь срабатывает правило мультипликации – инвестиции в одно технологичное производство тесно связаны с широким кругом локальных поставщиков. Показательный пример – завод компании Electrolux в Ивано-Франковске. По сути, это единственное в Украине производство крупногабаритной бытовой техники западной компанией. С 2011 г. здесь выпускают стиральные машинки, которые сам производитель называет “европейским качеством с украинской душой”. Качество здесь действительно стандартное для мирового брэнда, о чем свидетельствуют высокие показатели продаж в ЕС. А национальный колорит проявляется в учете специфических требований локального рынка: на заводе выпускают узкие стиральные машины с полноценным объемом загрузки, что наиболее востребовано в стране, где в большей части домов совсем небольшие ванные комнаты. Очевидно, что производство стиральных машин предусматривает большое количество комплектующих. И здесь Electrolux полагается на местные компании, выдвигая им международные требования. “Когда производство в Украине только было пущено, то практически все комплектующие завозились из Европы. Сегодня нам удалось наладить местные поставки – около 50% себестоимости стиральной машины приходится на украинских производителей, – комментирует Александр Кузик, директор ДП “Электролюкс ЛЛС” – Конечно, это непростой процесс, но крайне важный для Украины. Мы ведь требуем не только качества продукции, но и прозрачности самого предприятия, соблюдения всех трудовых прав сотрудников на нем”.

Такая цепочка современных предприятий может стать базой для развития собственных технологичных брэндов. Именно так это сработало в Китае или Индии. Там, где еще вчера с конвейера сходили только iPhone, сегодня производят смартфоны и под другими брэндами, осваивая незанятые ниши на рынке. Для Украины такой путь кажется оптимальным – западные инвестиции и внедрение стандартов одновременно с развитием своих площадок. Почему же тогда европейские компании не открывают производства одно за другим, а Electrolux остается скорее исключением из правил?

Причин целый комплекс. От бюрократических проволочек до проблем на самом европейском рынке. Но есть среди них и наименее объяснимая – стереотипы самих украинцев. Разумеется, открывать в стране производство, ориентируясь только на внешние рынки неэффективно. Однако местные потребители с трудом доверяют товарам с маркировкой Made in Ukraine. По словам того же Александра Кузика, такой подход удивляет европейских партнеров – там уже давно полагаются на брэнд независимо от страны производства. Чтобы разобраться со стереотипами, Electrolux совместно с авторами проекта Made in Ukraine пустили платформу “Техно Юкрейн”, где проводятся опросы потребителей, а также публикуются статьи с успешными примерами технологичного производства в Украине. Инициаторы уверены, что преодоление стереотипов – первый шаг к повышению интереса инвесторов и прихода западных компаний с их строгими требованиями. При этом ситуация выигрышная для всех: компании получают новые площадки и рынки сбыта, национальная экономика – ресурсы, а потребители – качественные устройства, сделанные в их стране. (forbes.net.ua/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version