Банку, подконтрольному российским властям, позволили стать акционером основного поставщика грузовой бронетехники для украинских военных…
В скором времени у кременчугского ПАО “АвтоКрАЗ”, которое занимается производством большегрузных автомобилей и является их основным поставщиком для Министерства обороны Украины, может появится новый акционер. Место киевских компаний “Индастриал Констракшн” и “Гармоника”, которым на двоих принадлежит 10% акций АвтоКрАЗа, готовится занять “Проминвестбанк”. Недавно это финучреждение добилось положительного для себя вердикта в Высшем хозяйственном суде, который отклонил кассационную жалобу кременчугского предприятия и оставил в силе решение столичного хозсуда, принятое в августе 2015 г. В соответствии с ним, банк получил право взыскать с ООО “Индастриал Констракшн” и “Гармоника” принадлежащие им пакеты акций АвтоКрАЗа – 9,996% и 0,004% соответственно – в счет долга по кредитному договору образца 2008 г. на более 81 млн. грн.
Официально в роли потерпевшей стороны в указанном споре выступают люди, о существовании которых мало знают даже на их родине. Например, “Индастриал Констракшн” своим бенефициарным собственником называет некоего Оскара Алонзо Сабидо из Белиза, а “Гармоника” – жительницу Кипра Деметру Косму Игл. Однако де-факто обе эти компании, по данным источников, входят в орбиту одного человека – депутата Верховной Рады и пока еще собственника признанного неплатежеспособным банка “Финансы и кредит” Константина Жеваго. Именно он считается фактическим собственником контрольного пакета акций ПАО “АвтоКрАЗ” через россыпь не чуждых ему структур, в число которых, помимо двух упомянутых структур, входят также ООО “Газотурбинные технологии”, “Феррэкспо”, “Проминек”, “Перт”, “Новые промышленные технологии”, “Укртехуглерод”, “Нефтехимимпекс” и “Газотурбинные технологии”. Что же касается “Проминвестбанка”, то это корни этого финучреждения ведут прямиком в Кремль. Именно властям РФ подконтролен главный акционер “Проминвестибанка” – российская государственная корпорация “Банк развития и внешнеэкономической деятельности” (“Внешэкономбанк”), главой наблюдательного совета несколько лет назад лично был В. Путин, а сейчас – Д. Медведев.
“Проминвестбанк” стал кредитором АвтоКрАЗа в период, когда им еще не владели россияне (долг возник после того, как в апреле 2008 г., когда банк находился под контролем экс-главы НБУ Владимира Матвиенко, АвтоКрАЗ получил от него кредит на $6 млн., залогом ко которому стали акции предприятия). Однако судиться с должником финучреждение стало уже при новом собственнике – в мае 2014 г. Должник и его акционеры всеми силами пытались отбиться от неуступчивого кредитора, инициировав рассрочку возврата долга “Проминвестбанку” до 2026 г., однако в итоге потерпели фиаско в судах.
Самое же любопытное в этой ситуации то, что триумф россиян произошел на фоне поражения главного кредитора АвтоКрАЗа – подконтрольного украинскому правительству “Ощадбанка”, который пытался отсудить в счет долга порядка 56% акций предприятия (на почти 1 млрд. грн.) у его акционеров по аналогичной схеме. В 2014 г. “Ощадбанк” добился в Хозяйственном суде Киева решений о взыскании в его пользу этих ценных бумаг, однако не сумел довести дело до победного конца – в течение мая-июня 2015 г. АвтоКрАЗу удалось найти нужные аргументы для Высшего хозяйственного суда, который отменил принятые ранее вердикты и отправил дело на новое рассмотрение в Хозяйственный суд Киева.
В банке с российским капиталом уже обозначили планы в отношении отвоеванных акций поставщика бронированных грузовиков для украинской армии – бумаги предполагается выставить на торги и пустить с молотка. Теоретически, торги должны быть открытыми и купить бумаги может любой желающий. Впрочем, учитывая, что в стратегии “Внешэкономбанка” и его “дочек” экономические приоритеты часто уступали политическим, что в итоге и поставило эту корпорацию на грань дефолта, не исключено, что акции будут тихо перепроданы “третьим лицам”. За которыми будут стоять все те же ставленники Кремля, которые будут ждать удобного момента для того, чтобы нарастить долю в стратегическом украинском предприятии. (Деловая столица/uaprom.info/Машиностроение Украины и мира)