Машиностроение Украины и мира

Россия: новый учебно-тренировочный самолет СР-10 совершил первый полет

25 декабря 2015 г. совершил первый полет реактивный учебно-тренировочный и спортивно-пилотажный самолет СР-10, разработанный ООО “Конструкторское бюро “Современные авиационные технологии” (КБ “САТ”, Москва) под руководством Д. Кибеца.

Эта машина отличается прогрессивной конструктивно-силовой схемой и применением крыла обратной стреловидности – пусть и не такой большой, как на экспериментальном истребителе КБ “Сухого” Су-47 “Беркут”, но позволяющей реализовать режимы сверхманевренности, близкие к тем, что имеют современные истребители поколения “4+”. Диапазон перегрузок, с которыми может летать СР-10, очень велик – по проекту он составляет от +10g до -8g.

Не меньший интерес вызывает тот факт, что СР-10 спроектирован и построен не предприятием “большой” авиапромышленности, а молодой частной фирмой, не имевшей ранее опыта создания реактивных самолетов.

Он проектировался как машина первоначального обучения для участия в конкурсе, проводившемся Министерством обороны. Тогда победу одержал проект Як-152. Можно предположить, что решающую роль в выборе сыграл и авторитет ОКБ им. А. Яковлева, и использование проверенного (но модернизированного) двигателя М-14. Однако опыт военной авиации многих стран, в т. ч. СССР и Израиля, свидетельствует, что подготовка летчиков на самолеты-истребители, истребители-бомбардировщики и штурмовики идет быстрее и качественнее, если курсант садится сазу на реактивный учебно-тренировочный самолет, не приобретая навыков пилотирования поршневой машины, которые ему не только не пригодятся, но могут даже и мешать.

В полномасштабном варианте СР-10 должен был иметь полный комплект пилотажно-навигационного оборудования современного военного учебно-тренировочного самолета, катапультируемые кресла класса “0-0” и один современный российский турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-55, а в его конструкции будут широко применены композиционные материалы.

Первый опытный образец машины служит лишь для оценки устойчивости и управляемости, испытаний управления, шасси и других систем. Он оснащен временно устаревшим ТРДД АИ-25ТЛ, который в советское время производился в Запорожье для чешского УТС Л-39.

Конструкторы надеются, что их машиной военные все же заинтересуются как переходным типом между Як-152 и реактивным Як-130. Ведь “сто тридцатый” – это для своего класса довольно крупная и сложная двухдвигательная машина и переход на нее широкой массы курсантов может вызвать определенные затруднения. Так же СР-10 может привлечь внимание спортсменов. Еще в советское время была попытка превратить в “пилотажник” учебный вариант Су-25, но спортивному Су-28 “не повезло со временем рождения на свет”. Руководство КБ “САТ” рассчитывает запустить серийное производство СР-10 на авиационном заводе в Махачкале (Дагестан), где ранее выпускались отдельные агрегаты для беспилотников, ракет и различных самолетов. Освоение СР-10 в серии позволит и КБ развиваться дальше, и откроет новые горизонты перед этим предприятием. (Aex.ru/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version