Машиностроение Украины и мира

Украина: в чем выход для промышленности?

В Украине который год снижается промышленное производство. Спад вызван как неблагоприятной ситуацией на внешних рынках промпродукции, так и экономическим кризисом внутри страны, сопряженным с военными действиями на востоке государства. Отечественная индустрия при этом умудряется выживать в отсутствие внятной промышленной политики со стороны правительства. Каким может быть будущее украинской промышленности в таких условиях, рассуждали экономисты в рамках круглого стола “Промышленная модернизация Украины: структурные преобразования и новые производства”, проведенного в Торгово-промышленной палате.

Если за 2012 г. промышленное производство в Украине уменьшилось на 0,5%, то в 2013 г. снижение составило 4,7%, а в 2014 г. – 10,7%. За 11 месяцев 2015 г., по данным Госсслужбы статистики страны, показатель снизился на 14,4%. В сентябре в Министерстве экономического развития и торговли Украины ожидали падения промпроизводства за 2015 г. в целом на 14%.

Цифры падения объясняются рядом причин. Сказался общеэкономический спад в Украине, приведший к сокращению объемов потребления промышленной продукции внутри страны. С 2014 г. свое воздействие оказывала война – из-за боевых действий на Донбассе крупные предприятия на востоке страны останавливали мощности или существенно снижали выпуск продукции.

Немалая доля в негативе для украинской промышленности принадлежит и внешним факторам. Вялый спрос на мировых рынках при усилении конкуренции со стороны Китая вызвал, к примеру, кризис в украинской металлургии. Предприятия вынуждены были заметно уменьшать выплавку стали на фоне значительного падения цен на нее. За 2014 г. отечественное производство стали упало почти на 17% (до 27,14 млн. т), уровень снижения по 2015г. в объединении “Металлургпром” прогнозируют в пределах еще 15%. Спад в металлургии, в свою очередь, затронул смежные отрасли. Украинские коксохимики в 2014 г., по данным отраслевой ассоциации, сократили выпуск кокса на 21%, до 13,8 млн. т. За 11 месяцев 2015 г. показатель падения составил 18%.

Еще один пример – украинское вагоностроение, ранее на 80% ориентированное в продажах на рынок РФ. Отрасль стала заложником обострения политических отношений с Россией. Крупные вагонзаводы страны в последние годы сократили выпуск продукции на порядки. Холдинг “Азовмаш” в 2014 г. изготовил чуть более 620 грузовых вагонов, тогда как за 2012 г. их производство составило 16 тыс. единиц. На другом крупном предприятии отрасли – Крюковском ВСЗ – ситуация не лучше. В 2012 г. объем производства грузовых вагонов на заводе превысил 11 тыс. единиц, по итогам 2014 г. он составил 2,4 тыс. штук, а в 2015 г. ожидается в количестве всего 350 единиц.

Существует ли выход из этого пике? Экономисты дают положительный ответ. Хотя перспективы обрисовывают не для всех традиционных отраслей промышленного производства в Украине.

“Чтобы преодолеть отставание от соседних стран, Украине требуется устойчивое увеличение ВВП на 7-8% в год”, – заявил в ходе круглого стола директор ГП “Укрпромвнешэкспертиза” Владимир Власюк.

Реальный ВВП Украины в 2014 г. упал на 6,8% после нулевого роста в 2013 г. В 2015 г., по оценкам Минфина, падение составит 12%. Небольшой рост – в пределах 2% – прогнозируется только с 2016 г. Как достичь указанного устойчивого развития экономики при столь неблагоприятных стартовых условиях? “Только развитие перерабатывающей промышленности в стране способно обеспечить длительный экономический рост”, – полагает В. Власюк.

Промпереработка – одна из важнейших областей для национальной экономики, считает он. Другие экономические сферы, на которых также следует сконцентрироваться, включают энергоэффективность, модернизацию инфраструктуры, сельское хозяйство, IT-сектор и телекоммуникации, переработку отходов. “Если уменьшить потери в энергетике, она способна обеспечить удвоение ВВП без увеличения генерирующих мощностей. А неразвитая энергетическая инфраструктура в центральных областях страны тормозит создание и развитие в них предприятий по переработке сельхозпродукции”, – так прокомментировал эксперт некоторые составляющие из предложенного им перечня приоритетных для страны видов экономической деятельности.

Перерабатывающие же кластеры, по его мнению, должны быть ориентированы на экспорт. Важность последнего он проиллюстрировал показателями развития соседних стран. В Словакии доля экспорта в структуре ВВП в 1999-2014 гг. выросла с 47% до 92%, в Польше – с 24% до 47%. Украина в силу географического расположения должна стремиться к тому, чтобы нарастить экспорт прежде всего в страны ЕС. “Это рынок со стабильными правилами игры, 500 млн. человек платежеспособного населения и объемом внешнего импорта в $3,9 трлн. в год. Китай ежегодно экспортирует в ЕС продукцию на $450 млрд. Мы должны частично заместить КНР на этом рынке. Мы находимся к нему ближе и конкурентоспособнее по рядку показателей”, – утверждает руководитель УПЭ.

Покорять рынки ЕС, впрочем, выйдет далеко не по всей товарной номенклатуре, выпускаемой украинскими предприятиями. В УПЭ предлагают сконцентрироваться на производстве и продвижении восьми групп товаров, перспективных для производства и экспорта. Помимо продуктов питания, пищевых добавок и товаров пищевых биотехнологий, в данный список входят продукция химической и легкой промышленности, металлы, стройматериалы, машины и оборудование. В случае с химической продукции акцент сделан на пестицидах и фармацевтике, легпромом – одежде и обуви, машиностроением – сельхозтехнике и горно-шахтном оборудовании.

Акценты расставлены, учитывая наличие в стране сырья, производственной базы и профессиональных компетенций. Кроме того, был проанализирован спрос внешних рынков на те или иные товары. По информации В. Власюка, ежегодный рост спроса в мире в среднем за последние 10 лет на титановый прокат составлял 8,8%, метизы – 6,9%, трубы – 6,3%. По сельхозтехнике данный показатель равен 7%, продукции энергетического машиностроения – 8,6%.

Важное примечание: делая ставку на перерабатывающую промышленность, необходимо стремиться к созданию производственных цепочек добавленной стоимости. Выпускать и продавать не одно лишь зерно, а перерабатывать его. Концентрироваться не только на добыче и экспорте руды, но также и на ее переделе в чугун, сталь и прокат с последующим использованием в строительстве вагонов.

В принципе в определенных секторах экономики такие цепочки в Украине уже построены. Страна располагает, допустим, производственной схемой: руда – прокат – вагоны. Вопрос в ином – как их перезапустить для последних этапов? Вот здесь и начинает ощущаться отсутствие в государстве промышленной политики.

По словам Анастасии Шевченко, которая представляла за круглым столом Национальный институт стратегических исследований, последняя из действовавших в стране госпрограмм развития промышленности принималась на 2002-2013 гг. Ее задания в большинстве своем остались невыполненными. А разрабатывавшаяся после этого концепция промполитики в утвержденную государством стратегию так и не превратилась. Немаловажно и то, отмечали участники круглого стола, что в стране отсутствует госорган, ответственный за разработку и реализацию промышленной политики.

Каких ориентиров в таком случае могут придерживаться промышленники? Один из них связан с кластеризацией производств – сосредоточением на одной территории группы взаимосвязанных компаний и предприятий, производящих продукцию и комплектующих, поставляющих услуги. По данным НИСИ, подобный подход широко распространен в странах Европе, в Японии и Индии. В этих регионах степень кластеризации экономики составляет 70%, и около 70% кластеров работают именно в промышленности. В США в рамках кластеров работают более половины предприятий, а доля созданного ими ВВП превышает 60%.

Но сами по себе кластеры – лишь один из инструментов повышения эффективности в промпроизводстве. Среди других эксперты называли создание индустриальных и технопарков, зон экспортной переработки продукции, организации эффективно функционирующих Агентства по привлечению инвестиций, национального Банка развития и Экспортно-кредитного агентства.

Свои стимулы нужны и от налоговой системы. А когда речь заходит о привлечении в Украину транснациональных корпораций с размещением в стране производств, необходимы прямые переговорные усилия со стороны правительства. В ситуации с секторами, где развиты собственные компетенции и осуществляются научно-исследовательские разработки (ОПК, авиастроение, ракетно-космическая отрасль), не обойтись без гарантированных госзаказов и финансирования.

Пока что эти предложения оговариваются в экспертных кругах. Хотелось бы верить, что интерес к ним проявят и государственные структуры. На первых порах – хотя бы на уровне концептуализации путей и способов реализации промышленного потенциала Украины. Иначе через несколько лет придется серьезно задумываться уже только над шансами по восстановлению былой индустриальной базы страны. (МинПром/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version