Машиностроение Украины и мира

Украина: доля китайских автомобилей на рынке сокращается

Китайские автомобили в Украине пережили две волны массового импорта и два пика популярности, но сейчас наметилась четкая тенденция на спад. На основе статистики продаж постарались проанализировать причины взлетов и падений китайских “драконов”.

Официальная витрина управляющей компании Карвиль – интернет- магазин автозапчастей Карвильшоп – предлагает автозапчасти брендов LUZAR, TRIALLI, СтартВОЛЬТ и автоаксессуары AIRLINE. Здесь можно подобрать все – от премиальных текстильных аксессуаров, радиаторов и других деталей системы охлаждения для автомобилей до генераторов, стартеров и другой автоэлектрики.

Товарные партии китайских автомобилей появились в Украине 10 лет назад. И с того момента рост объемов их продаж и приход новых марок происходили из года в год. Вплоть до 2009 г., когда в общем объеме продаж, реализация автомобилей китайского производства достигла без малого 10% рынка. Это был первый пик популярности, после которого начался спад до 2011 г., с которого берет начало второй пик популярности “китайцев”. Он длился до 2014 г. и был мощнее предыдущего подъема китайских “драконов”. Усилиями всех операторов и марок общий объем продаж китайских автомобилей достиг уже 14% украинского рынка. А в 2015 г. у китайцев вновь начался спад. На сегодняшний день, по данным за 10 месяцев 2015 г., доля китайских авто на отечественном рынке скатилась уже до 7%. И это еще не предел.

Традиционно популярными в Украине были китайские седаны и хэтчбеки B- и C-классов. В 2014 г. на них приходилось до 18% всех продаж автомобилей этого сегмента. А вот вторым результатом по охвату аудитории могли похвастаться китайские MPV. В своем сегменте они занимали почти 8%. И вдруг, в 2015 г. их доля сократилась до чуть больше 2%.

В 2012 г. объемы продаж MPV В-класса Chery Beat, который позиционировали, как псевдокроссовер, были целых 545 штук! К 2014 г. они сократились до трех десятков. Самым популярным MPV С-класса был JAC J6.

Еще один важный для китайских брэндов сегмент – это внедорожники и кроссоверы. С 2012 г. стремительно увеличивалась доля доля китайских SUV и в 2014 г. они занимали 7,6% украинского рынка. И вдруг, в 2015 г. опять же падают к показателю 4,3%. Та же тенденция отмечена и у китайских пикапов. При этом, в данном анализе мы оперируем исключительно показателями долей рынка, понятно что на фоне масштабнейшего спада продаж на всем рынке, падение в абсолютных цифрах зацепило и “китайцев”. Чтобы было понятно, в 2012 г. всех китайских автомобилей было продано 17304 единицы, в 2013 г. – 21660 шт., то за 10 месяцев 2015 г. можно говорить о цифре в 2536 штук.

Самыми популярными в А-классе долгое время были Chery QQ, Geely LC и Geely LC Cross. Сегодня этих моделей вообще нет на рынке. Как, к слову и Chery Beat. Хотя в 2012 г. продажи Chery QQ составили почти 700 автомобилей. А Geely LC в 2013 г. было продано три сотни.

В В-классе самыми популярными были Chery Kimo, MG3 Cross и Lifan 320. Их максимальные продажи достигали, соответственно – 374 (2012 г.), 194 (2014 г.) и 146 (2012 г.) автомобилей в год. Сегодня этих моделей тоже нет на рынке.

Но самые рекордные показатели китайцы продемонстрировали в любимом украинцами классе B-High. Безальтернативным лидером здесь были и остались автомобили Geely. Рекорд продаж продемонстрировала модель Geely CK – самый доступный автомобиль в своем классе. В 2013 г. было продано 5069 СК. Неплохие результаты показали в 2012 г. Geely MK – 2247 авто. А также Geely MK-2/Cross в 2013 г. – 2285 авто. Лидер продаж по итогам 10 месяцев 2015 г. – Geely GC6 – 269 авто.

В С-классе рекорды продаж установили Great Wall Voleex C30 и Chery M11. В 2012 г. они реализовали соответственно – 470 и 308 авто. А в 2013 г. Voleex C30 установил рекорд в 491 проданный автомобиль.

В классе C-high абсолютным рекордсменом продаж стал Emgrand-7. В 2013 г. было продано 4192 авто этой модели.

Более дорогой “большой китаец” Emgrand-8 тоже установил рекорд в Е-классе в 2014 г. Но это были 338 автомобилей. На втором месте в данном сегменте – BYD F6, но количество проданных авто этой модели отстает в разы – их в 2013 г. было продано всего 81 шт.

В классе B SUV бесспорный лидер продаж Great Wall Haval M4 – 184 авто в 2013 г. В классе C SUV рекордсмен Chery Tiggo – 614 авто в 2012 г. Но сейчас о таких показателях дилеры и не вспоминают.

В классе D SUV безоговорочно лидирует Great Wall Haval H3 – 388 авто в 2012 г. Но в 2015 г. дилерам едва удалось продать 40 авто.

Что же “убивает” китайских “драконов” в Украине? Конечно кризис и девальвация, но есть и еще ряд факторов. Если проанализировать статистику продаж, можно отметить, что на нашем рынке фактически происходит вымывание недорогих моделей А- и В-классов. А вместо них китайские брэнды предлагают более современные и, естественно, дорогие авто. Которые покупатели не берут не только по причине большей цены, но и из-за психологического барьера. В сознании украинских автомобилистов четко зафиксирована формулировка: китайский автомобиль не должен быть дорогим. Когда-то именно благодаря доступной цене, китайцы полностью победили на украинском рынке АвтоВАЗ.

Еще одна причина, по которой украинцы сегодня не готовы покупать дорогие китайские авто – сколько бы они не стоили в автосалоне, у них низкая перепродажная цена на вторичном рынке. Не говоря уже о том, что чуть ли не половины китайских марок, которые в свое время заходили в Украину, на сегодняшний день не существует. Соответственно, неприятно актуален вопрос сервиса и запчастей.

К сожалению, в 2015 г. число “дезертиров” пополнила и марка BYD, оставив дилеров сам-на-сам с гарантийными автомобилями. Еще один негативный пример – это “китайский BMW” – Brilliance. Которые у нас продаются в количестве меньшем, чем Maybach. Обе марки заходили в Украину дважды, и оба раза – в период роста продаж. Но, как только в стране начинался экономический спад, популярность обоих китайских брэндов начинала стремительно спадать и их импортеры предпочли ретироваться.

Причина постепенного свертывания продаж Chery, которое наблюдается сегодня, скорее всего, находится в Китае. Эта китайская марка, одной из первых пришла в Украину После громко проанонсированной полной перезагрузки компании пару лет назад, от Chery ожидали небывалого рывка. Но вместо него, компания только повысила цены на авто. Судя по всему, именно поэтому в Украине не появились модели Chery новой генерации – они слишком дороги, чтобы быть восприняты рынком. Да и объемы самого авторынка в Украине китайцам стали не интересны, чтобы делать нам какие-то специальные цены. Рискнем предположить, что BYD далеко не последний брэнд, который покинул рынок. Будут еще сенсации.

Получается, что китайские автобрэнды в Украине вымирают, прям как драконы. Теоретически драконы могли быть (если они вообще были в природе) предками динозавров. В процессе эволюции – и те, и другие вымерли, освободив место для более приспособленных к жизни животных среднего и мелкого размеров. Примерно то же сейчас происходит с большими и дорогими китайскими авто, которые начали было завозить в Украину, но они не пошли. Объемо образующими для китайских марок являются авто В- и С-классов в бюджетной ценовой категории. Непростая экономическая ситуация в стране словно эволюционный процесс чистит популяцию и оставляет только сильнейших (читай – лучше всего приспособленных).

Но, опять же, по аналогии с природой, место выбывших, стараются занять новые виды. Так и в Украине. На смену ушедшим из нашей страны китайским маркам, уже пришли новые. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version