В ходе антисубсидиарного расследования, длившегося с сентября 2014 г., было принято решение обложить дополнительными пошлинами российский автоимпорт. Вопреки этому отечественный автопром не почувствует особого облегчения, поскольку Украина ранее отказалась от разного вида сборов за ввоз новых иномарок из любой страны. Планы же парламентариев значительно ослабить акциз на подержанные легковушки окончательно добьют украинские автозаводы.
Украина вводит компенсационную пошлину в отношении импорта легковых автомобилей из Российской Федерации. Как говорится в сообщении Межведомственной комиссии по международной торговле (МКМТ), компенсационные по-шлины от таможенной стоимости товара для машин ООО “Соллерс – Дальний Восток” – 17,66%, ОАО “АвтоВАЗ” – 14,57%, других производителей РФ – 10,41%”. Решение принято 13 ноября 2015 г. и опубликовано в газете “Урядовый курьер”. Пошлины вводятся сроком на пять лет.
Инициатором расследования выступила ассоциация “Укравтопром”, в жалобе которой говорилось, что производите-ли легковых автомобилей в РФ пользуются отдельными государственными субсидиями, различного рода преферен-циями, госстраховкой автоэкспорта и компенсациями процентных ставок российским заводам, в результате чего оказы-вались в более выгодном положении на рынке.
МКМТ установила ущерб украинских производителей автомобилей. По наблюдениям комиссии, начиная с 2011г. до первой половины 2014 г. в отечественном автопроме наблюдалось сокращение объемов производства и производ-ственных мощностей на 56%, реализации на внутреннем рынке – на 47%, прибыли от реализации – на 91%, ликвидности – на 26%, занятости – на 29%.
Председатель правления Запорожского автозавода Николай Евдокименко, комментируя решение МКМТ, назвал его объективным: “Российские производители пользовались госсподдержкой, и мы считаем его (решение Комиссии) правильным”. С другой стороны, говорит Евдокименко, на ситуацию в украинском автопроме нужно смотреть комплексно, а точечные меры отечественным производителям не помогут. По его словам, отмена утилизационного сбора и спецпошлин на ввоз иномарок, увеличение налоговой нагрузки на бизнес фактически загнали в тупик локальных произ-водителей.
Украинский автопром сегодня – на грани коллапса. За январь-октябрь 2015 г. усилиями всех операторов выпущено 3440 легковых автомобилей против 25300 за тот же период 2014 г. При этом в Украине из четырех крупных производителей работают только два – ЗАЗ и “Еврокар”.
Евдокименко поясняет, что в стране полным ходом идет деиндустриализация, и о поддержке отрасли со стороны го-сударства говорить не приходится. “Безумие продолжается, в Верховной Раде находится законопроект, принятие кото-рого значительно снизит акциз на ввоз подержанных автомобилей. Если это решение примут, а руководство страны его поддержит – можно считать, что это конец автопрому в Украине”, – жалуется Евдокименко. Законопроект №3251 предполагает снижение в 10-28 раз пошлин на импортные б/у легковые авто с бензиновым двигателем (в зави-симости от его объема), и в 6-17 раз – на дизельные агрегаты.
Примечательно, что к данному моменту российский автоимпорт не так сильно влиял на рынок, но еще несколько лет назад РФ занимала первое место среди поставщиков легковых автомобилей в Украину. По данным Госслужбы статистики, в 2012 г. и 2013 г. в страну завозилось 38000 российских легковушек на $334 млн. и 22000 на $221 млн. соответственно. Но в 2014 г. импорт авто из РФ упал до 4000 (на $39,2 млн.), а в январе-сентябре 2015 г. Украина импортировала всего 938 авто (на $6,3 млн.). Сейчас основной импорт автомобилей в Украину идет из Европы (28100 машин) и Азии (11100) на $292 млн. и $181,6 млн. соответственно.
Больше всего из этих стран поставляет Германия: оттуда в Украину “зашло” 10300 единиц авто на $103,8 млн. На втором месте по востребованности импортных авто – Япония, поставившая в Украину 5800 машин на $126 млн.
Исходя из текущей рыночной ситуации, дополнительный сбор за ввоз российских автомобилей будет означать пол-ное вытеснение их с украинского рынка. Больше всего это навредит АвтоВАЗу, который два десятка лет удерживал лидерство на украинском рынке, правда, в последние несколько лет сильно сдал позиции. Согласно данным компании Auto-Consulting, по итогам девяти месяцев 2015 г. российская компания контролировала лишь 2% украинского рынка и реализовала всего 600 автомобилей с отрицательной динамикой в почти 70%. Также в страну поставлялись некоторые модели Nissan, Hyundai, Volkswagen, Renault, Kia российской сборки. Но их продажи, судя по реализации АвтоВАЗа, были не столь значительными.
Олег Назаренко, гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД), высказывает удивле-ние, что решение МКМТ принято только сейчас, а не весной 2014 г. “Когда РФ аннексировала Крым, было бы логично применять такие меры (вводить доппошлину), а сейчас это решение, мягко говоря, несвоевременное. После драки кулаками не машут”, – подчеркивает Назаренко.
По его словам, еще год назад ВААИД рекомендовала украинским импортерам, ввозившим легковушки из РФ, дивер-сифицировать поставки. А данное решение в основном бьет по АвтоВАЗу и малообеспеченному потребителю, поскольку ослабляется конкуренция в дешевом сегменте. А значит, это может привести к определенной монополизации рынка, и те модели автомобилей, которые в нем остаются, могут подорожать.
Это уже второе решение МКМТ, касающееся дополнительных пошлин на автоимпорт. 25 ноября 2015 г. комиссия ввела специальную пошлину на импорт автотранспортных средств из Узбекистана в 12,12% от таможенной стоимости. Сделано это было в ответ на дискриминационные и недружественные действия со стороны узбекских финансовых регуляторов. (forbes.net.ua/Машиностроение Украины и мира)