Президент и генеральный директор альянса Renault-Nissan Карлос Гон на автосалоне в Женеве прокомментировал ситуацию с увеличившимися убытками АвтоВАЗа. На вопрос о текущем положении дел в российской компании топ-менеджер признал, что сейчас АвтоВАЗ теряет деньги, но “альянс понимает, почему это происходит”.
В феврале АвтоВАЗ обнародовал финансовую отчетность за прошлый год. Согласно ей, убытки компании составили 74 млрд. руб. Что касается убытка от операционной деятельности, то он вырос в восемь раз и достиг 66,8 млрд. руб. – это рекордные показатели в истории предприятия. При этом рыночная доля АвтоВАЗа составила в 2015 г. 16,8% вместо запланированных 20%. По мнению аудитора АвтоВАЗа Ernst & Young, текущее финансовое состояние предприятия не позволяет ему продолжать деятельность без поддержки акционеров.
Карлос Гон объяснил сложившуюся ситуацию крайне сложным положением дел на российском рынке, а заявление Ernst & Young парировал тем, что ни одна современная компания “не может работать без акционеров”. 74,5% АвтоВАЗа принадлежат Alliance Rostec Auto B.V., акционерами которой, в свою очередь, являются альянс Renault-Nissan (67,13%) и ГК “Ростех” (32,87%).
“Конечно, никто не должен работать в убыток, но все автопроизводители в России сейчас терпят убытки. Не знаю никого, кто мог бы сказать, что он делает деньги в России сейчас с учетом того, где находится рубль, и что рынок падает на 50%”, – заявил топ-менеджер.
В связи с тяжелым финансовым положением в СМИ появилась информация о возможной отставке Бу Андерссона. Источники рассказали, что работой Андерссона недовольны оба акционера АвтоВАЗа: альянс Renault-Nissan и госкорпорация “Ростех” (в обеих компаниях от комментариев отказались).
Ранее источники заявили, что акционеры завода могут вынести вопрос о смене президента в повестку ближайшего совета директоров. Но, по данным всех собеседников, решения о смене президента завода на текущий момент нет. Бу Андерссон не выполнил ни один из целевых показателей, прописанных у него в контракте. Главный пункт касается доли рынка в 20%. Также АвтоВАЗ должен выйти на уровень безубыточности при 6% операционной рентабельности.
Глава Renault-Nissan не стал винить в убытках текущее руководство компании. “АвтоВАЗ теряет деньги, но мы понимаем, почему это происходит. Вы должны понимать, каков реальный убыток от операционной деятельности. В текущих реалиях рынка результат АвтоВАЗа плохой, но не хуже, чем у большинства других автопроизводителей. Я не виню за это управляющих компанией. Иначе мне пришлось бы обвинять в этом всех менеджеров всех автопроизводителей в России. Не забывайте, кстати, что у АвтоВАЗа есть только Россия. Это у Renault есть Китай, Россия, Европа, Бразилия и так далее”, – подчеркнул Карлос Гон.
Руководитель альянса добавил, что “не волнуется за АвтоВАЗ с точки зрения менеджмента”. “Там уже произошло много хороших вещей. Сейчас они незаметны только из-за краха рынка и национальной валюты”, – добавил топ-менеджер.
По его мнению, ситуация в России не станет хуже, и в долгосрочной перспективе АвтоВАЗ снова начнет получать прибыль. “Я верю в АвтоВАЗ и в Россию в целом. Я не думаю, что рубль ослабится сильнее, и ситуация на автомобильном рынке станет хуже. Здесь у нас есть трудности, но мы, автопроизводители, инвестируем в будущее. Сейчас мы терпим убытки, но не забывайте – мы получили много прибыли до этого и, уверен, получим много прибыли в будущем в России. Мы должны быть терпеливыми и принимать те условия, которые есть сейчас”, – сказал топ-менеджер.
В 2015 г. продажи новых легковых и коммерческих автомобилей на российском авторынке упали на 35,7% в сравнении с 2014 г. Такие данные привел Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) на итоговой пресс-конференции. Продажи падают третий год подряд и в 2015 г. составили 1,6 млн. автомобилей.
Больше всего машин в 2015 г. было продано под брэндом Lada – 269096 единиц. Эта цифра на 31% меньше, чем в 2014 г., но при этом превосходит среднерыночные показатели. (Autonews/Машиностроение Украины и мира)