В феврале АвтоКрАЗ резко снизил объемы производства и выдал на гора всего 30 грузовиков. Это на 53% меньше даже в сравнении с прошлым годом. И совсем не вписывается в понимание в воюющей стране, где потребность в армейских и бронированных машинах исчисляется десятками тысяч. Но оказалось, что Министерство обороны сделало ставку не на собственного производителя, а предпочло закупать “МАЗы”. Вернее, “Богдан-МАЗы”.
Как стало известно, о начале сборки армейских модификаций МАЗа сообщили в пресс-службе корпорации “Богдан”. Грузовые автомобили Минского автозавода начнут выпускать на предприятии корпорации в Черкассах. Пока предполагается крупноузловое производство: сборка шасси, сварка, покраска и установка грузовой платформы. “В дальнейшем украинский автопроизводитель намерен локализовать производство, привлекая отечественных производителей комплектующих”, – отметили представители “Богдана”.
Притом почему-то речь идет о выпуске под брэндом “Богдан” полных аналогов АвтоКрАЗа. К производству в Черкассах заявлены МАЗ-5316 и МАЗ-6317. Последний в Беларуси используют в качестве платформы для реактивной системы залпового огня “БелГрад”. В дальнейшем “Богдан” планирует организовать производство еще одной модели – седельного тягача МАЗ-6425. Но оказалось, что такие машины уже стоят на вооружении украинской армии. В частности они были замечены за перевозкой новых отечественных бронетранспортеров БТР-4Е.
Если проанализировать “линейку” “Богдан-МАЗа”, то у полноприводного МАЗ-5317 есть полный аналог в виде КрАЗ-5233, 3-осному МАЗ-6317 соответствует КрАЗ-6322, а в качестве полноприводного тягача ВСУ уже давно использует КрАЗ-6446. При этом, так и не решенным остается вопрос снабжения армии средними грузовиками на замену ГАЗ-66, нет эвакуаторов раненных с поля боя (на замену ТПК ЛуАЗ-967), нет армейских внедорожников по типу УАЗ-469, да и “буханку” УАЗ-452 тоже по-прежнему нечем заменить. Все это вполне могли бы уже освоить на “Богдане” и закрыть потребности армии. Но спустя 2 года войны вдруг оказывается, что именно “КрАЗы” уже не нужны.
Да и как могли в Минобороны решиться закупать армейскую технику, которая должна пройти цикл государственных испытаний и быть принята на вооружение? Такие испытания АвтоКрАЗ проходил годами, а такие его новинки как бронированный “КрАЗ-Фиона 6х6” и “КрАЗ-Ураган 8х8” до сих пор не получили армейского допуска. Чтобы понимать какой это непростой процесс, достаточно вспомнить как долго Минобороны не принимало на вооружение даже отечественный “Дозор-Б”.
Но оказывается “МАЗы” уже где-то не только успели пройти весь такой цикл, а и начали потихоньку поступать в войска. В это же время на АвтоКрАЗе вынуждены сокращать производство и отправлять людей в отпуска. Есть ли государственная логика в таких решениях?
На АвтоКрАЗе сообщили, что предприятие уже два года возит по всем выставкам в Украине бронированные Shrek One, Fiona, кроме того не первый год показывают легкие броневики Kraz Coguar, Kraz Spartan, которые уже прошли испытания и боями и подрывами. Но чиновники одобрительно кивают, фотографируются на фоне КрАЗовских новинок, а потом закупают “МАЗы”.
Так было уже не раз. Достаточно вспомнить громкие анонсы спецтехники для спецподразделений КОРД или Нацгвардии. Но на этот раз АвтоКрАЗу отказывают даже в армии. И это не смотря на то, что “КрАЗы” признаны одними из лучших армейских грузовиков в мире. Тот же КрАЗ-6322 разрабатывался исключительно под армейские задачи и прошел жесточайший цикл испытаний. За последний год на АвтоКрАЗе полностью отказались от российских комплектующих и перешли на новые стандарты. Но вместо того, чтобы формировать независимость украинской армии на основе собственной техники, Минобороны почему-то отдает предпочтение “МАЗам”, которые комплектуют российскими двигателями ЯМЗ и другими агрегатами.
Недоумевают и в мэрии Кременчуга. В отделе экономики уже констатируют значительное падение поступлений в бюджет города из-за снижения объемов производства на АвтоКрАЗе в феврале. Город уже потерял как плательщиков налогов сталеплавильный и Автосборочный завод (КрАСЗ). Если остановится еще и АвтоКрАЗ – это будет катастрофа. Мощный промышленный центр, каким всегда был Кременчуг, может попросту превратится в дотационный и депрессивный регион.
“КрАЗ” в армии уже успел сыскать хорошую славу, особенно в условиях минной войны, которую ведут ДРГ противника. Его капотная компановка при подрыве на мине не раз спасали жизни бойцам. Запас прочности у “КрАЗа” – это то неоспоримое преимущество, которое есть у украинской техники, и которое так ценят в армии. Еще во время войны в Афганистане, от бескапотных грузовиков предпочли отказаться. Но неужели в Минобороны уже забыли этот кровавый опыт?
Да и вопросы унификации и снабжения запасными частями парка армейских машин тоже никто не отменял. Здесь уместно вспомнить опыт еще одной войны – Великой отечественной. По словам известного автоисторика Леонида Гоголева, во время войны у вермахта были десятки различных грузовиков, которые он конфисковал на оккупированных территориях. И уже в ходе наступлений на СССР вермахт столкнулся с проблемами в обеспечении техники запасными частями и вынужден был просто бросать грузовики на дороге. Только одних свечей зажигания для немецкой техники нужно было 170 типов, что в условиях войны, не могла обеспечить даже педантичная немецкая армия. В конце войны вермахт пришел к унификации и отказался от “разносортицы”, но было уже поздно и война проиграна. Так зачем же украинская армия должна повторять такие ошибки?
Увлечение закупками различных марок и моделей техники еще и разных производителей – это повторение ошибок уже отгремевшей войны. То, что чиновники практикуют закупку армейских “МАЗов” вместо “КрАЗов” рано или поздно приведет к эффекту бумеранга. Кто даст гарантию, что Россия завтра не надавит на Беларусь и не перекроет поставки запчастей к украинской армейской технике?
Неписанное правило гласит: армия, по возможности, должна ездить на своей технике, которую можно отремонтировать в любом городе, либо создавать запасы запчастей. Но раз Украине так повезло, что у нас выпускают отличные армейские грузовики собственного производства “КрАЗ”, то армию нужно переводить на них, а не “миксовать” в зависимости от “хотелок” чиновников. В этом вопросе должен быть государственный стратегический подход, а не сиюминутная выгода. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)