В январе президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин заявил на встрече министров труда стран БРИКС, что в случае затяжного кризиса работодателям придется снова сокращать персонал и вводить неполную рабочую неделю.
К 17 февраля, по данным Минтруда, работники 2400 предприятий находились в простое, были переведены на неполную рабочую неделю или сокращенную смену либо ушли в отпуск по соглашению сторон.
Как сказал 1 марта на совещании в Чебоксарах министр труда Максим Топилин, сейчас общая численность работников, переведенных на неполную занятость, составляет около 301000 человек. В это число входят 70000 работников автомобильных заводов (20%) и 30000 строителей (11%). Остальные – персонал предприятий по производству электрооборудования, вычислительной и измерительной техники, стройматериалов, машин и оборудования.
На фоне падения спроса на продукцию заводы вынуждены оптимизировать персонал, но боятся сразу высвобождать огромную армию людей, опасаясь социального взрыва, говорит Александр Сафонов, проректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы. “Перевод на сокращенную неделю можно считать началом процедуры увольнения. Через полгода заводы все равно начнут всех этих людей увольнять”, – объясняет эксперт. Он считает, что на заводах уже есть скрытая безработица, так как численность занятых не коррелирует с объемами выпускаемой продукции: люди числятся в штате, но получают копейки и мало производят. С конца 2016 г., в частности, на сокращенную рабочую неделю перешли Машиностроительный завод им. Воровского, Монетный щебеночный завод, Карпинский электромашиностроительный завод, авиационный завод “Авиакор” и многие другие. Однако неполная занятость дает только временную отсрочку, потому что по Трудовому кодексу нельзя переводить сотрудников в режим неполной занятости больше чем на полгода.
Аналогичная ситуация – и еще более острая – наблюдалась на заводах в кризис 2008-2009 гг. По словам Топилина, в 2009 г. в режиме неполной занятости пребывало 1,7 млн. человек. Заводы массово переводили работников на сокращенную рабочую неделю, чтобы избежать сокращений и социальной напряженности, вспоминает Сергей Солнцев, заместитель заведующего лабораторией исследований рынка труда Научно-исследовательского университета Высшей школы экономики (ВШЭ). “Но прошлый кризис залили деньгами. Государство заплатило предприятиям за то, чтобы они не сокращали персонал”, – замечает он. По официальным данным, в 2009 г. государство потратило на поддержку занятости 115,6 млрд. руб., из которых 38,1 млрд. пошло на реализацию дополнительных региональных программ по предупреждению безработицы. Комплексные меры поддержки производства позволили сократить в декабре 2009 г. численность работающих неполное рабочее время с 1 млн. до 350000 человек.
Сейчас заводам тоже может понадобиться помощь государства. На КАМАЗе, где в феврале конвейер проработал лишь 14 дней и, как предполагается, проработает только 15 дней в марте, помимо перевода персонала на неполную рабочую неделю действует собственная программа временной занятости. В свободные дни сотрудники занимаются вспомогательными работами, например, оптимизацией технологических процессов. Всего в этих работах задействовано 25000 человек из 36000 работающих на заводе. По словам представителя КАМАЗа, ежемесячные затраты компании на программу временной занятости составляют 60-80 млн. руб., которые государство компенсировать не будет. Однако источники сказали, что КАМАЗ рассчитывает все же получить по федеральной программе занятости около 600 млн. руб.
Согласно антикризисному плану правительства в федеральном бюджете 2015 г. на предоставление субсидий для дополнительных мер поддержки занятости было предусмотрено 5,2 млрд. руб. Из них согласно документу было выделено 3,9 млрд., а потрачено – 3,2 млрд. Региональные программы по снижению напряженности на рынке труда представили в Минтруд 75 регионов, а общая численность участников программ составила 168,5 млн. человек. В 2016 г., заявил недавно Топилин, на поддержку рынка труда в регионах будет выделено 3 млрд. руб. и еще 7 млрд. пока остается в резерве.
В этот кризис правительство не может позволить себе выделить столько же денег на поддержку занятости, сколько оно выделяло в 2009-2010 гг., так как в бюджете таких денег просто нет, говорит Сафонов. К тому же пришло понимание, что надо не просто поддерживать занятость, а проводить реорганизацию предприятий, чтобы они были конкурентоспособны. Но это подразумевает сокращение штата, чего правительство пытается избежать, полагает эксперт.
Финансовую помощь в этот раз выделили в меньшем размере, потому что денег сейчас нужно меньше, возражает Игорь Поляков, ведущий эксперт-экономист Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Он говорит, что заводы, наученные прошлым кризисом, уже провели необходимую оптимизацию и сократили достаточно людей. Пока они не видят предпосылок для выхода из кризиса, но все же надеются на постепенный рост спроса на продукцию и не хотят терять компетентные кадры. Поэтому они снижают издержки не за счет сокращения персонала, а за счет неполной занятости.
Важно сохранить компетенции персонала, поэтому АвтоВАЗ никого больше не увольняет, подтверждает Сергей Ильинский, представитель АвтоВАЗа. Завод с февраля перешел на сокращенную, четырехдневную, неделю. По словам Ильинского, у всех сотрудников зарплаты сокращены на 20%. Сейчас на АвтоВАЗе числится около 44000 сотрудников, а средняя зарплата составляет 28000 руб. Режим неполной занятости введен на полгода в связи с почти 35%-ным спадом продаж на рынке автомобилей.
По словам Ильинского, АвтоВАЗу очень помогла госпрограмма обновления автопарка, предназначенная для стимулирования спроса на автомобили. С помощью этой госпрограммы в 2015 г. было продано 42% автомобилей Lada. Между тем источники ранее говорили, что заводу для нормализации ситуации требуется около 2 млрд. руб.
Проблема в том, что высвободить сейчас большое количество людей невозможно, потому что для них нет рабочих мест, замечает Солнцев. “Ни крупный, ни средний, ни малый бизнес не создает новых рабочих мест, и это серьезная экономическая проблема”, – говорит он.
Перевод сотрудников на неполную занятость на заводах, с одной стороны, помогает стране более безболезненно пережить кризис, так как безработица не растет стремительными темпами, а у людей сохраняется какой-никакой доход, отмечает Владимир Гимпельсон, директор Центра трудовых исследований ВШЭ. С другой – производительность труда при неполной занятости падает, что снижает общую производительность труда в экономике, поясняет он.
Нынешний кризис уже выявил неэффективность использования трудовых ресурсов в экономике, добавляет Поляков. Стало ясно, что в ходе модернизации и автоматизации заводам так или иначе пришлось бы постепенно сокращать персонал. А инвестировать надо не в сохранение штата, а в импортозамещение, выход на внешние рынки, разработку инноваций. Все это в конечном счете приведет к росту производства и, соответственно, росту спроса на новые кадры.
Например, 28 января 2015 г. Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ) объявил о приостановке производства из-за отсутствия заказов. Но уже в феврале, как сообщил первый заместитель губернатора Ростовской области Александр Гребенщиков, федеральный бюджет выделил РЖД 15 млрд. руб. на закупку подвижного состава, и НЭВЗ с марта 2015 г. возобновил работу – на кредит, взятый материнской компанией “Трансмашхолдинг”. Самая лучшая мера поддержки занятости, единодушны эксперты, – это новые заказы. (Ведомости/Машиностроение Украины и мира)