Машиностроение Украины и мира

Россия: продолжается разработка двигателей для малой авиации

ФГУП “Центральный институт авиационного моторостроения им. П. Баранова” (ЦИАМ) продолжает работу над созданием газотурбинных двигателей для малой авиации, которая ведется в рамках участия института в европейском проекте ESPOSA (Efficient Systems and Propulsion for Small Aircraft), говорится в сообщении пресс-службы института.

“В рамках проекта предполагается разработать ключевые технологии для некоторых газотурбинных двигателей”, – говорится в сообщении.

Заявляется, что успешная интеграция ключевых технологий обеспечит производителей авиационной техники малой размерности более экономичными моделями силовых установок. Внедрение новых технологий позволит также снизить эксплуатационные расходы, повысить экологичность двигателей и степень их надежности.

Работая над проектом, специалисты ЦИАМ выполнили ряд проектных расчетов и исследований, а также провели испытания перспективных силовых установок зарубежного производства, над которыми и ведутся работы в рамках проекта ESPOSA. На стендах института были проведены испытания двигателя ВЕ1 (производитель – чешская машиностроительная компания PBS). Уточняется, что испытания проходили “с имитацией высотно-скоростных условий”.

Также в термобарокамере высотного стенда ЦИАМ в настоящий момент идут испытания двигателя ВЕ2 (разработчик – украинское предприятие ГП “Ивченко-Прогресс”). “Цель испытаний – определение основных данных и высотно-скоростных характеристик двигателя, проверка работоспособности систем автоматического управления и смазки, оценка пусковых свойств и газодинамической устойчивости двигателя, проверка отсутствия вибрационного горения в камере сгорания”, – говорится в сообщении ЦИАМ.

Украинскую разработку планируется использовать на легких воздушных судах, производимых на фирмах Evektor (Чехия), Grob Aircraft (Германия), Maraganski-Moslowski (Польша), Winner Helicopter (Австрия), ILOT (Польша), Piaggio (Италия). Отмечается, что они также участвуют в проекте ESPOSA.

Помимо ЦИАМ и вышеперечисленных компаний в проекте участвуют около 30 различных предприятий авиационной промышленности, университетов и научно-исследовательских институтов из 18 стран.

Проект ESPOSA стартовал в 2011 г., он направлен на развитие возможностей европейских производителей малоразмерных двигателей создавать и использовать экономически выгодные и экологически безопасные силовые установки для малых летательных аппаратов. Уточняется, что в случае успеха проекта операционные расходы на эксплуатацию подобных двигателей удастся снизить на 10-15%. В материалах на официальном сайте проекта отмечается актуальность работ в этом направлении в связи с развитием воздушного такси и малой авиации как регионального транспорта. Там также отмечается, что в настоящий момент выбор подобных двигателей на рынке достаточно ограничен.

ESPOSA – не единственный международный проект, в котором участвуют специалисты ЦИАМ. Институт также работает в международном проекте “Совершенствование и валидация методов моделирования рабочего процесса в камерах сгорания перспективных газотурбинных двигателей”, который реализуется совместно с французским центром аэрокосмических исследований (ONERA) при поддержке Министерства образования и науки РФ.

Программа международного сотрудничества института на 2016 г. предусматривает участие в программах Европейского союза: LEMCOTEC, ENOVAL, COBRA, HEXAFLY, AGILE. Кроме того, ЦИАМ участвует также в выполнении контрактов с предприятиями и научными институтами КНР, Индии и Европы.

ФГУП “ЦИАМ им. П. Баранова” – единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей, в том числе наземных газотурбинных установок. (АвиаПорт/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version