Машиностроение Украины и мира

Украина: ассоциация с Евросоюзом не поможет авторынку выбраться из кризиса

В начале прошлого года продажи новых легковых автомобилей в Украине ушли в крутое пике. В январе 2015 г. они рухнули по сравнению с январем 2014 г. в 4,6 раза, а по итогам всего прошлого года отечественный авторынок обвалился на 52%, до 46546 автомобилей в год.

Знаете ли вы, что станки для глубокого сверления производства тайваньской фирмы HONG JI можно купить в Москве в кредит, рассрочку или лизинг ? Такие станки предназначены для проходки отверстий в крупногабаритных, тяжелых, сложных по конструкции и точных изделиях.

Начало 2016 г. стало глотком свежего воздуха для отрасли: в январе продажи новых авто превысили аналогичный показатель января 2015 г. на 22,6%. И некоторые наблюдатели назвали это первыми плодами ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Впрочем, скептики считают, что соглашение об ассоциации вряд ли поможет отрасли.

Учитывая плачевное состояние отрасли, открытие рынков ЕС и вправду могло бы подстегнуть как объемы импорта транспортных средств, так и их производство. Расчет прост: ввозные пошлины будут существенно снижены, а в среднесрочной перспективе европейские производители начнут разворачивать выпуск автомобилей на территории Украины.

Но надежды не оправдались: пошлина для легковых автомобилей из ЕС, которая на данный момент составляет 8,8-9,1% таможенной стоимости авто, будет уменьшаться лишь на 1 п. п. в год. Другие “поборы” в виде НДС, акцизов и отчислений в Пенсионный фонд с проевропейскими договоренностями никак не связаны, они на совести Кабмина и ВР. А если импорт из ЕС превысит 45000 новых авто в год, украинские власти вправе в одностороннем порядке установить дополнительную спецпошлину в 1%, ежегодно повышая ее до 10%.

Еще большей неожиданностью оказался запрет с 2016г. поставок в Украину автомобилей, не соответствующих экологическим нормам Евро. “В стране, где 80% автомобилей соответствуют стандарту Евро, такие ограничения явно неуместны”, – заявил генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко.

Хотя эту инициативу пытались представить следствием ассоциации с ЕС, выяснилось, что украинские политики просто лукавят. “В соглашении об ассоциации нет прямого требования к повышению минимальных стандартов на ввозимые авто. К тому же существование такого требования явно противоречит интересам Евросоюза, рынок которого переполнен дешевыми авто, стандарт которых ниже Евро-5, уверяет адвокат ЮКК “Де-юре” Андрей Павлишин.

Ограничение на ввоз в нашу страну транспортных средств установлено законом №2739-IV от 06.07.2005 г. Уже с момента его принятия был запрещен импорт авто старше восьми лет. Через полгода в нем появилась норма о соответствии ввозимого транспортного средства стандарту Евро-2. В конце 2008 г. ввели пошаговое повышение стандартов до Евро-5. А в августе 2012 г. внесли очередные правки, благодаря чему с 1 января 2014 г. было введено ограничение – Евро-4, с 1 января 2016 г. – Евро-5, а с 1 января 2018 г. начнет действовать норма Евро-6.

Эксперты говорят, что этот документ, равно как и все последующие изменения в него, принимался под неимоверным давлением внутренних производителей. Ведь он ограничивает только импорт автомобилей ниже стандарта Евро-5, но не выпуск таковых в пределах Украины, что развязывает руки местному автопрому.

Не самой приятной новостью для авторынка стала “реинкарнация” транспортного сбора. С начала 2015 г. его начали взимать с автомобилей старше пяти лет и с объемом двигателя более 3000 куб. см. После внесения изменений в Налоговый кодекс в декабре 2015 г. объем двигателя заменили стоимостью. Так что теперь налог в 25000 грн. в год будут уплачивать владельцы автомобилей, срок эксплуатации которых не превышает пяти лет, а стоимость – 750 минималок (сейчас 1,033 млн. грн.).

Для определения плательщиков налога Кабмин недавно утвердил порядок расчета рыночной цены автомобилей. Стоимость будет определять Минэкономразвития, основываясь на данных импортеров и производителей, а также исходя из марки, модели, года выпуска, типа и объема двигателя, типа коробки передач.

Выросли с 2016 г. и акцизы на топливо: на 13% – для бензина, и на 42% – для альтернативных видов горючего. Правда, это косвенный налог, но он все равно влияет на состояние авторынка.

Впрочем, некоторые послабления все же произошли. Во-первых, еще в октябре 2015 г. была полностью отменена импортная спецпошлина, которая действовала c 2012 г. и к моменту упразднения составляла 2,15-4,32% стоимости авто, в зависимости от объема двигателя. Во-вторых, с января перестал действовать дополнительный импортный сбор в 5%, распространявшийся на все ввозимые в Украину транспортные средства. В-третьих, депутаты в декабре прошлого года поддержали отмену ввозной пошлины на электромобили. Эта норма вступила в силу с января и, по идее, должна привести к снижению цен на электрокары, а значит, увеличить спрос на них.

Импортеры не возлагают больших надежд на текущий год и готовы регулярно пересматривать цены. “Если курс гривни продолжит падать и дальше – рост цен будет прямо пропорциональным. Второй фактор удорожания – введение Евро-5. Автомобили более высокого экостандарта всегда дороже, в среднем на 3-5%. Третий фактор увеличения стоимости – ежегодное обновление модельного ряда авто, цены на который обычно выше предыдущего на 3-10%”, – объясняет ситуацию на рынке директор по маркетингу Группы компаний “АИС” Сергей Боровик.

Все это, разумеется, не лучшим образом влияет на спрос, что вынуждает дилеров завозить машины небольшими партиями и держать склады полупустыми. “Приоритет будет смещаться в сторону хранения автомобилей за пределами таможенной территории Украины, с последующим таможенным оформлением под клиента”, – уверен Сергей Байдачный, заместитель руководителя Департамента продаж “Торговый дом – НИКО”.

Правда, в конце прошлого года ситуация была противоположной. В преддверии новых экологических стандартов наблюдался активный импорт. По словам Назаренко, в декабре завозилось колоссальное количество автомобилей с пробегом. А за весь 2015 г. в Украину было импортировано в четыре раза больше б/у авто, чем годом ранее. Пока что не испытывают недостатка с новыми автомобилями и автосалоны – активные распродажи основных моделей в разных комплектациях до сих пор идут у большинства ведущих дилеров.

Но это временно. Сформированные запасы не перекроют будущие сложности с продажами, поскольку резервов для снижения стоимости нет. И хотя по итогам 2015 г., согласно оптимистичному сценарию ВААИД, ожидается рост реализации новых авто на 20-25%, есть и другой сценарий развития ситуации, предполагающий падение на 30-50%, и даже больше. Причем второй вариант эксперты считают более реалистичным. Усиление налогового давления, курсовая нестабильность и перебои с внутренним производством (например, ЗАЗ в январе полностью остановил выпуск легковых машин) ставят рынок в незавидное положение, спасти которое ассоциация с ЕС не сможет.

Динамика и налоговые реалии украинского автомобильного рынка

Количество проданных новых легковых авто за 2015 г. 46546 шт., падение на 52%
Прогноз продаж новых легковых авто в 2016 г.:
   оптимистичный 58000 шт.
   пессимистичный 25000 шт.
Импорт автомобилей с пробегом, 2015 г. 14200 шт., рост в 3,6 раза
Производство новых легковых автомобилей в Украине, 2015 г. 5654 штук, падение на 78%
Ставка таможенных пошлин при ввозе из ЕС 8,8-9,1%, снижение на 1 п. п. в год в течение следующих девяти лет
Дополнительный импортный сбор Отменен с 1 января 2016 г., составлял 5%
Ввозная пошлина на электромобили Отменена с 1 января 2016 г., составляла 8-10%
Акцизы на топливо С 1 января 2016 г. выросли на 13-42%
Транспортный налог 25000 грн. в год для авто возрастом до пяти лет и стоимостью свыше 750 МЗП (более 1,033 млн. грн.)

Источник: открытые данные, ВААИД, ассоциация “Укравтопром”. (forbes.net.ua/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version