Машиностроение Украины и мира

Россия: на электросамолет выделят 200 млн. руб.

Министерство промышленности и торговли уже в 2017 г. планирует представить несколько концепций перспективных летательных аппаратов, использующих альтернативные источники энергии. Речь идет о самолетах на альтернативных жидких и газомоторных видах топлива, а также источниках электрической энергии. Об этом пишут “Известия”.

Отчасти проведение этой работы связано с утвержденным комплексным планом реализации Климатической доктрины России до 2020 г., в которой есть пункт о необходимости разработать меры по использованию альтернативных видов топлива с целью ограничения выбросов парниковых газов в гражданской авиации. Исполнитель проекта будет выбран с помощью конкурса ближе к концу года. Общая стоимость реализации проекта может составить порядка 200 млн. руб.

Как поясняют в ведомстве, увеличение объемов мировых перевозок авиационным транспортом ведет к заметному увеличению объемов сжигаемого топлива, получаемого из продуктов переработки нефти, и обострению экологических проблем в связи с опасно возрастающим загрязнением окружающей природной среды, а также к истощению запасов нефти.

“Определенного сокращения использования углеводородных топлив, а также сопутствующей эмиссии загрязняющих веществ можно добиться путем внедрения в авиационную технику альтернативных видов топлива (включая синтетическое топливо), получаемых в результате переработки биомассы, попутного и природного газа, а также водорода. Эти виды топлива обладают сравнительными или более низкими, чем у керосина, индексами эмиссии углекислого газа либо являются углерод-нейтральными (их использование не приводит к повышению концентрации СО2 в атмосфере), – поясняют в Минпромторге. – Значительного вклада в уменьшение выбросов парниковых газов в атмосферу Земли можно ожидать от широкого использования на борту летательных аппаратов электрической энергии”.

Вполне успешный, но, к сожалению, не ставший серийным опыт создания “экологических” самолетов у России был уже в конце 1980-х годов. Миру был представлен Ту-155 (экспериментальная модель Ту-154), работающий на сжиженном водороде, а затем и на сжиженном природном газе. 15 апреля 1988 г. самолет был впервые поднят в небо. Самолет установил 14 мировых рекордов и выполнил порядка ста рейсов. Однако затем проект ушел “на полку”. В конце 1990-х годов по заказу “Газпрома” был построен Ту-156 с двигателями на сжиженном газе и традиционном авиационном керосине. Этот самолет постигла та же участь, что и Ту-155. Как сообщили в “Объединенной авиастроительной корпорации” (ОАК), сейчас реализуется несколько проектов совместно с РАН и партнерами по увеличению электрической мощности самолетов.

“Значительная часть энергии двигателей тратится на питание вспомогательных систем самолета – шасси, приборов, систем кондиционирования и освещения. Тема интересная и ОАК вместе с институтами Академии наук работает над темой электрического самолета, который предусматривает кардинальное увеличение электрических мощностей”, – рассказал директор Научно-технического центра ОАК Владимир Каргопольцев.

По его словам, сейчас разработчики выжимают максимум из действующих двигателей, но их КПД оценивается в 32-33%. В корпорации думают над аккумуляторными приборами, а также над альтернативными источниками энергии для самолетов – например, использующих в качестве топлива водород. (Aex.ru/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version