Машиностроение Украины и мира

Россия: разработчики представили «стеклянную кабину» для Ту-160

Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС) и компания “Туполев” (входит в ОАК) начали системную интеграцию бортового оборудования для модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160.

ГосНИИАС представил прототип панели управления для модернизированного Ту-160 – это жидкокристаллические мониторы, на которые в зависимости от задач выводится нужная летчикам информация, так называемая концепция стеклянной кабины, когда панель с многочисленными датчиками и механическими указателями заменяется на несколько дисплеев, которые настраиваются для отображения необходимых данных. Это упрощает управление самолетом, навигацию и отработку боевых задач.

“Сейчас с представителями компании “Туполев”, летчиками и штурманами ВКС ГосНИИАС ведет отладку режимов отображения информации, решают вопросы эргономики, взаимодействия экипажа с информационно-управляющим полем кабины. “Еще каких-нибудь два десятка лет назад авионика современного на тот момент самолета выполняла 15-20 основных функций – навигация, автопилот, связь и другие, – рассказал научный руководитель ГосНИИАС Евгений Федосов. – Сегодня число ключевых функций самолета дальней авиации превышает сотню, и с каждым годом по мере увеличения требований к точности навигации, сложности систем вооружения авиационного комплекса их количество будет только увеличиваться”.

Модернизированный Ту-160 строится по принципу “открытого борта”: в новом самолете планируется использовать десятки различных систем от порядка 30 крупных поставщиков. Организация архитектуры авионики по такому принципу позволила максимально упростить интеграцию и управление системами радиосвязи, радиоэлектронной борьбы, навигации и других. По требованиям компании “Туполев” прибористы унифицировали интерфейсы на системном уровне, что существенно облегчило оснащение самолета авионикой, а также обмен данными между приборами и системами от разных производителей.

“В “Объединенной авиастроительной корпорации” (ОАК) отмечают, что за предыдущие полтора десятка лет местное приборостроение сделало большой шаг вперед. Самолет оснащается приборами только собственного производства, и все компоненты бортовой авионики по функциональности находятся на уровне мировых стандартов. “Модернизированный Ту-160 станет, пожалуй, первым современным российским самолетом, где все – от элементной базы и до программного обеспечения – выполнено нашими специалистами”, – сообщил директор научно-технического центра ОАК Владимир Каргопольцев”.

По словам представителей ОАК и “Туполева”, сейчас ученые и конструкторы обсуждают разработку и внедрение для пилотов системы дополненной виртуальной реальности – так безопаснее пилотировать в условиях плохой видимости, а также внедрение системы голосовых команд – с ее помощью можно существенно снизить нагрузки на экипаж в длительных полетах. В модернизированном Ту-160 впервые для местных “стратегов” будут использоваться интеллектуальные системы поддержки пилота – автоматика сама подскажет оптимальное решение по выводу самолета из критической ситуации. (Aex.ru/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version