Руководство ПАО “Харьковский тракторный завод” (ХТЗ) возмущено тем, что деятельность предприятия на протяжении достаточно длительного периода по-прежнему “блокируется действиями следственных органов”. Свою позицию, юридическую аргументацию, а также требование возобновить нарушенные права предприятие выразило в официальном обращении к “адвокату бизнеса” при Генеральной прокуратуре Украины (ГПУ) Оксане Малеванной.
“На протяжении нескольких последних месяцев ХТЗ страдает от очевидно безосновательного и неоправданного вмешательства в его хозяйственную деятельность и фактического препятствования ей со стороны органа досудебного расследования, надзор за соблюдением законов которым отнесен действующим законодательством Украины к органам прокуратуры. Значительный общественный резонанс по поводу уголовного производства относительно деятельности ХТЗ и неподобающее, на наш взгляд, выполнение своих обязанностей прокурором, который осуществляет процессуальное руководство досудебным расследованием, предопределяет обращение к Вам с этим заявлением”, – говорится в обращении, подписанным исполняющим обязанности директора ПАО “Харьковский тракторный завод” Вячеславом Шевченко.
Речь, в частности, идет о досудебном расследовании по криминальному делу №22016220000000071, которое осуществляется следственным отделом УСБУ в Харьковской области под руководством старшего следователя по особо важным делам майора юстиции В. Капли. На предприятии уверены, что его действия не только неправомерны, но и нарушают Конвенцию о защите прав человека и основополагающих свобод (ратифицирована Украиной в 1997 г.). Данный документ, в соответствии с украинской национальной законодательной базой, должен выполняться как национальными судами, так и органами, ведущими досудебные расследования.
“Это означает, что действия, которые совершаются органами следствия и судебными органами, в пределах, в частности, Уголовно-процессуального кодекса Украины, должны оцениваться на предмет совместимости с требованиями, установленными конвенцией и практикой Европейского суда по правам человека и, если некоторые положения национального законодательства вступают в противоречие с требованиями конвенции, они имеют приоритет над национальными нормами”, – поясняется в обращении.
По мнению международных экспертов, ситуация на ХТЗ напрямую противоречит целому ряду положений конвенции и практики Европейского суда по правам человека. В своем обращении руководство завода ссылается на юридическое заключение магистра Страсбургского университета по программе “Защита прав человека в Европе”, адвоката Парижской коллегии адвокатов Анны Картье.
Прежде всего, европейского эксперта удивляет тот факт, что основы для уголовного преследования директора ХТЗ А. Коваля (с которого и начался новый виток скандала вокруг ХТЗ) не установлены внутренним законодательством с достаточной степенью точности, соответственно, следственные органы владеют широкой свободой усмотрения при толковании данного преступления.
В частности, как считает эксперт, речь идет о размытости использованных следствием формулировок “объект важного народнохозяйственного значения” и “основа национальной безопасности”. Дело, прежде всего в том, что тракторный завод в полной мере не подпадает ни под одно из этих определений, хотя бы потому, что в свое время государство самостоятельно избавилось от акций АО “ХТЗ” (в 1994-2007 гг.). Тем самым оно исключило его из списка предприятий, имеющих важное стратегическое значение, не говоря уже об аннулировании лицензии на изготовление военной техники. Это же делает, по мнению Анны Картье, достаточно спорными любые претензии и, тем более, применение понятия “диверсия” и пр., поскольку речь идет о частном предприятии.
“Учитывая изложенное, АО несет индивидуальный и чрезмерный груз, а, следовательно, справедливый баланс, который должен находиться между защитой права заявителя на собственность и требованиями общего интереса не достигнуто. Соответственно, арест всех активов и банковских счетов предприятия является необоснованным контролем над использованием имущества”, – отмечается в заявлении руководства ХТЗ.
В связи с этим руководство ХТЗ обращается к “адвокату бизнеса” при ГПУ с просьбой донести сложившуюся ситуацию непосредственно до ведома генерального прокурора Юрия Луценко и способствовать тому, чтобы он взял дело на собственный особый контроль до момента полного и объективного установления обстоятельств.
Более того, в письме настоятельно указывается на необходимость не только тщательной проверки, но и поднятия вопроса о закрытии уголовного дела. Отдельным пунктом требований является контроль законности действия должностных лиц СБУ, которые своими действиями ХТЗ приостановить деятельность и фактически лишили на три месяца зарплаты многотысячный коллектив завода. (rbc.ua/Машиностроение Украины и мира)