Oчень сложно превзойти самолеты Gulftstream G450, которые выпускаются уже на протяжении 10 лет, в том, что касается их надежности, коммерческой нагрузки и стоимости. Цены на этот бизнес-джет варьируются в пределах $15-32 млн. в зависимости от возраста и состояния воздушного судна.
G450 – один из немногих самолетов большой для бизнес-джетов вместимости, рассчитанный на перевозку до восьми человек на расстояние 7960 км с крейсерской скоростью 0,8M (с резервным запасом топлива для полета на расстояние до 370 км). По сравнению с моделями Gulftstream IV первого и второго поколения самолеты G450 имеют ряд конструктивных улучшений, направленных на снижение аэродинамического сопротивления, модернизированные турбовентиляторные двигатели Rolls-Royce Tay Mk 611-8C с цифровой автоматизированной системой управления (FADEC), а также более мощную и менее шумную ВСУ.
Бизнес-джет G450 сохранил базовую часть фюзеляжа Gulftstream IV с носовой секцией, заимствованной у планера Gulftstream V, но отличается наличием автоматических электрической системы и системы регулирования давления, более высоким давлением в бустерной системе элеронов, антиобледенительной системой с автоматическим управлением и другими изменениями. Увеличенная на 30,5 см длина носовой секции обеспечила дополнительное пространство в ногах для пилотов, а также более удобное откидное кресло для третьего члена экипажа.
Компания Gulfstream также оборудовала самолет приборным комплексом PlaneView, основными особенностями которого являются четыре больших ЖК-дисплея и проекционные устройства HUD c улучшенной системой визуального наблюдения. Комплекс PlaneView позволяет отказаться от бумажных носителей информации по схемам аэродромов, а также опционально оснащается системой ADS-C для перелетов над океанами, системой CPDLC (для связи наземных диспетчеров с пилотами по каналам передачи данных) и приборами синтетического видения. Так что комплект авионики на этих бизнес-джетах ни в чем не уступает оборудованию новейших самолетов.
Основной салон, как обычно, разделен на три секции. В кормовой части салона расположена клубная секция с четырьмя креслами, в центральной части – конференц-секция с четырьмя креслами и небольшим столиком или с двумя креслами, повернутыми друг к другу, в хвостовой части – отдельная каюта с диваном и/или другими предметами интерьера. В основном салоне также расположены приборы управления двухзонным климат-контролем, третья панель управления находится в кабине экипажа. Большинство операторов заказывают и бортовую кухню в кормовой части воздушного судна. Передний туалет для экипажа и задний для пассажиров оснащены вакуумными унитазами с баками повышенной вместимости. Резервуар для чистой воды в багажном отделении более емкий по сравнению с ранними моделями Gulftstream IV.
Самолеты G450 обладают более приятным управлением по сравнению с предыдущими моделями Gulftstream IV. Приборная доска PlaneView обеспечивает бесподобную ситуационную осведомленность. Благодаря коэффициенту передачи бустерной системы элеронов 7:1 по сравнению с коэффициентом 5:1 на предыдущих моделях достигается значительная легкость управления воздушным судном. Автоматизированные системы снижают рабочую нагрузку на пилотов, тогда как графические синоптические системы поддерживают постоянную информированность экипажа. Однако самолет по-прежнему склонен к жесткой посадке из-за небольшого горизонтального оперения и небольшого хода руля высоты, что усложняет процесс контроля самолета по тангажу.
Многие системы бизнес-джета G450, перешедшие сюда от более старших моделей, были объединены в автоматизированные средства управления, адаптированные на лайнерах G550. Пилоты говорят, что необходимо подождать по меньшей мере пять минут после подключения аккумуляторов, пока системы пройдут первоначальную проверку перед включением ВСУ. При низких температурах приходится прогревать кабину воздухом от ВСУ в течение 30-45 мин, чтобы дисплеи PlaneView нагрелись до температуры, необходимой для их нормальной работы. На обновление навигационных баз, которое выполняется один раз в 28 дней с помощью ноутбука, уходит около часа.
В повседневной эксплуатации пилоты планируют предстоящие полеты, исходя из среднего расхода топлива 3000 фунтов/ч (1360 кг/ч). В первый час полета расход топлива составляет 4500 фунтов (2040 кг), во второй час – 3000 фунтов (1360 кг), в третий и последующие часы – около 2500 фунтов/ч (1130 кг/ч). Бизнес-джет может спокойно совершать перелеты продолжительностью до 9,5 ч с резервным остатком топлива, соответствующим требованиям NBAA. Нормальная крейсерская скорость полета на эшелоне составляет 0,82M, но при дальних перелетах крейсерская скорость варьируется от 0,78M до 0,80M в зависимости от массы машины.
Как отмечают пилоты, рекламируемый базовый эксплуатационный вес (BOW) воздушного судна 43200 фунтов (19600 кг) соответствует реальности при средней загрузке самолета. Если бизнес-джет оборудован аппаратурой для широкополосного доступа в Интернет, широкими HDTV-мониторами, сплошной перегородкой каюты в хвостовой части салона и другими опциями, его эксплуатационная масса может превышать 44000 фунтов (19960 кг). Но даже при таком оснащении G450 может взять на борт до 8 чел. при полной заправке топливом.
Надежность планера, систем самолета и двигателей остается на высоте. Однако некоторые пилоты указывают на большую сложность систем управления самолетом, что может вызвать определенные проблемы, которые влияют на обеспечение своевременного вылета лайнера.
Базовый интервал технического обслуживания равен 12 месяцам или 500 летным часам в зависимости от того, что наступит ранее. Карбоновые высокотемпературные тормозные диски выдерживают более 2000 посадок. Плановый ремонт каждого двигателя обходится примерно в $1 млн., но его межремонтный ресурс составляет 12000 ч. Операторы сообщают о возникавших технических проблемах с центральным дисплеем бортового компьютера (FMS CDU), резервными аккумуляторами, контроллером системы обнаружения пожара в двигателе, электродвигателем приводного механизма горизонтального стабилизатора и стартером ВСУ.
Главные конкуренты бизнес-джетов Gulfstream G450 – самолеты Bombardier Global 5000 и Dassault Falcon 900EX/LX, фюзеляжи которых шире на 25 и 13 см соответственно.
Длина салона самолета Global 5000 практически такая же, как у G450, тогда как салон Falcon 900 короче на 1,16 м, то есть разместить здесь три секции с креслами уже не удастся. Оба конкурента оснащены отклоняемыми предкрылками, поэтому они обладают лучшими взлетными характеристиками по сравнению с G450.
Global 5000 может перевозить 8 чел. на расстояние до 9075 км с крейсерской скоростью 0,82M. Однако это большой, более тяжелый и менее экономичный самолет. При этом более легкий Falcon LX может перевозить 7 чел. на расстояние свыше 8500 км. Он более экономичный, но его крейсерская скорость при дальних перелетах варьируется от 0,75М до 0,78M.
Если не рассматривать летные и скоростные характеристики, то бизнес-джеты Gulfstream превосходят конкурентов за счет непревзойденной технической поддержки. И это критический показатель, если рассматривать соотношение цена – качество для самолета, находящегося в частной собственности.
С момента недавнего анонса бизнес-джетов G500 цена на самолеты G450 снижается довольно быстро, несмотря на то, что лишь пять с небольшим процентов из более 330 эксплуатируемых лайнеров G450 продаются в настоящее время. (Aviation week/Машиностроение Украины и мира)