Машиностроение Украины и мира

Украина: «Скаут» – вертолет начального уровня, имеющий современный дизайн и конкурентную рыночную цену

В начале нулевых киевский программист Александр Шостак решил немного улучшить финансовое положение. Вариантов было достаточно, но он не хотел выходить за пределы технологической среды. После недолгих раздумий Шостак предложил коллеге, Павлу Тисленко, вместе создать небольшую сеть доступа к Интернету. Для эксперимента выбрали Харьковской массив столицы, где начинающие предприниматели жили.

Знаете ли вы, что мощные неодимовые магниты (http://dzerzhinsk.p-magnit.ru/) выпускаются в виде дисков, прямоугольников, колец, прутов, с отверстием под конус или сквозным, с винтом, под болт, с крючком, односторонние, двухсторонние, акриловые и т.д.? Они используются в быту, промышленности и науке.

Район активно застраивался многоэтажками, а протянуть во все квартиры телефонные кабели, по которым в то время подключали к Интернету, не успевали. Шостак решил заполнить пустующую нишу. “Мобильная связь еще не была развита, а Интернет-рынком заправлял “Укртелеком”, – вспоминает он. Идея бизнеса была проста: протянуть по телефонной канализации собственные линии и создать альтернативный доступ к глобальной сети.

О масштабном развитии проекта партнеры даже не задумывались – совмещали новое дело с основной работой. “Предел мечтаний – получать дополнительно $200-300”, – вспоминает Шостак. Всю работу партнеры выполняли собственными силами. Но вскоре бизнес начал требовать больше времени, и предпринимателям пришлось выбирать.

Ставку сделали на независимость от работодателя. В развитие Интернет-сети, которую решили назвать “Фринет”, партнеры инвестировали $1500, которые одолжили у знакомых. Но первые годы работы на себя оказались неимоверно трудными: клиентов было мало, денег – еще меньше. “Сегодня я удивляюсь, на что мы жили в то время?”, – говорит предприниматель, вспоминая, как его партнер хотел устроиться параллельно охранником в ночные смены.

Через несколько лет Интернет стал популярным, а спрос на услуги партнеров – массовым. У сети появились конкуренты, вынудившие бизнесменов заняться улучшением предложения. “Фринет” начал не просто продавать доступ к Интернету, но и развивать дополнительные сервисы в виде доступа к мультимедийным продуктам или чата для общения. Клиенты оценили преимущества, и дела Шостака пошли в гору. В скором времени у него уже были контракты с такими крупными игроками, как “Голден Телеком” и “Датагруп”. В 2007 г. “Фринет” предоставлял услуги половине жителей Харьковского массива. Бизнес развивался настолько удачно, что партнерам стало немного скучно. В итоге в феврале 2008 г. компанию продали группе инвесторов, в числе которых был Игорь Воронов (№46 в рейтинге сотни богатейших Forbes), тогдашний владелец компании “Кредо-Классик”. Сумма сделки, по данным Forbes, составила $6 млн.

Оставлять свободные деньги без работы Шостак не планировал. На профиль будущего бизнеса повлияли два фактора: давняя мечта заниматься авиацией и знакомство с человеком, который пообещал построить отличный вертолет. “Мы были окрылены успехом в телекоме. Нам не хотелось размениваться на мелочи, открывая мойку или магазин”, – объясняет тогдашнее настроение собеседник.

Тисленко поддержал идею, и партнеры создали конструкторское бюро “Горизонт-12”, выступив в качестве инвесторов. Техническую часть проекта взял на себя их новый партнер, имя которого предприниматели предпочитают не разглашать. В СМИ упоминается, что главным конструктором компании был Виктор Ващенко, в 2004 г. сконструировавший первый украинский вертолет “Ангел”. Купив нужное оборудование и арендовав помещение в Киеве, команда занялась проектированием и сборкой авиатехники.

Первым продуктом компании должен был стать небольшой двухместный вертолет. Главный конструктор, который раньше работал над созданием первого украинского многоцелевого вертолета “Ангел”, заверил, что изделие вызовет на рынке фурор. Но на практике все оказалось иначе.

Главным недостатком вертолета стал двухтактный двигатель, создающий слишком много шума и вибрации. К тому же силовая установка состояла из двух агрегатов (двигателей), что в данном конкретном случае существенно снижало безопасность машины. “Вероятность того, что в двух агрегатах что-то сломается, больше, чем в одном. А держаться в воздухе на одном работающем двигателе вертолет не мог”, – объясняет Шостак. Вдобавок ко всему команда разработчиков не учла, что все многодвигательные вертолеты нуждаются в документации, оформление которой стоит немалых денег. “Мы строили маленький и дешевый вертолет, но из-за необходимости получения лицензии его стоимость на ровном месте увеличивалась на $40000”, – сетует предприниматель.

Конструктор не унимался, и предложил создать самолет для аграриев. Но и этот проект на практике оказался ошибочным, “пролетев” мимо рыночного спроса. Аппарат снова оснастили двумя двигателями, что, соответственно, отразилось на цене. В итоге малым и средним по величине аграрным компаниям он был не по карману, а крупные игроки рынка нуждались в самолете с большей вместительностью.

Правда, в этот раз партнеры попыталась наладить продажи. Но их добила конкуренция с наземной техникой и желание аграриев не зависеть от летчиков. “Самолет получился неплохим, но он родился не в свое время”, – утверждает бизнесмен, знакомый с этой разработкой. Сам Шостак считает, что технические недостатки можно было решить, но проблема крылась значительно глубже. “Разработчики не думали о клиенте и не создавали коммерческий продукт. Они просто хотели сделать то, что будет летать. В итоге изделия, как и сметы затрат, существенно отличались от того, что было запланировано на бумаге. Стало очевидно, что мы “упадем”. Вопрос состоял в том, выживем или нет”, – вспоминает Шостак.

Всю ответственность за провалы предприниматель взял на себя, сформулировав главную ошибку: “У владельца бизнеса или инвестора есть обязанности, которые нельзя перекладывать на других”. Он же полностью положился на личные отношения и, вместо того чтобы требовать от конструктора внятный бизнес-план и обоснования, в эйфории не скупился на расходы. Предоставив главному конструктору слишком много свободы, бизнесмен в итоге остался с никому не нужным продуктом и парой-тройкой старых токарных станков. В 2010 г. он “разошелся” с техническим партнером и занялся работой над ошибками.

Финансовые потери были настолько велики, что на пуск нового бизнеса партнерам уже не хватало средств. “Единственным выходом было продолжить начатое дело”, – вспоминает Шостак. Вторая попытка стартовала с детального изучения рынка, где предприниматель увидел свободное место в нише экспериментальных вертолетов. Продукция этого класса не имеет лицензии для коммерческого использования, но для личных потребностей такие вертолеты подходят идеально. Наибольшей популярностью данный сегмент пользуется в США, где авиационный транспорт едва ли не самый развитый в мире. Именно на этот рынок и нацелился украинский бизнесмен.

Одно- и двухместные несертифицированные вертолеты покупают в Штатах в виде кит-наборов. Затем клиенты собирают их самостоятельно, как мебель из IKEA. Но Шостак заметил, что такой авиацией интересуются не только любители мастерить, но и те, кому нужен быстрый и надежный транспорт. Сертифицированных вертолетов таких размеров, по словам Шостака, мало, стоят они почти вдвое дороже. “Емкость этого сегмента не очень большая – около 300 бортов ежегодно. Но в нем работают всего четыре крупные компании”, – объясняет он.

Задача была предельно проста: создать надежный вертолет начального уровня, имеющий современный дизайн и конкурентную рыночную цену. Но для реализации идеи уже не хватало финансирования. Поэтому в 2011 г. в проекте появился российский инвестор. Его имя, как и другие условия участия в проекте, Шостак скрывает, но, по данным Forbes, объем финансирования должен был составить $10 млн. Расходы были сведены к минимуму, штат сотрудников сократился с 60 до 10 человек. Изменилась и стратегия компании. “Я понял, что нужно отталкиваться от продукта”, – объясняет бизнесмен. Чтобы переделать старые проекты под потребности рынка, нужно было потратить столько же времени и усилий, сколько требовалось для создания нового продукта. Поэтому партнеры решили начать все с чистого листа. Несколько изменилось даже название компании: теперь Шостак и Тисленко стали владельцами НТК “Горизонт”.

Сборочный цех, здание которого компания построила еще на первоначальном этапе существования, укомплектовали современным оборудованием, приобретенным за деньги инвестора. На сей раз владелец компании подошел к расходам обдуманно, скрупулезно взвешивал все за и против.

В январе 2015 г. Шостак поднялся в небо на новом продукте – трехместном вертолете “Скаут”. Его оснастили одним из самых популярных в малой авиации двигателей фирмы Lycoming Engines. Импортными были также лобовое стекло и авиационные приборы, тогда как кабину, шасси, трансмиссию и прочие детали спроектировала и построила под Борисполем команда “Горизонта”.

По замыслу совладельца компании, название вертолета должно было апеллировать к активному образу жизни. Серьезное внимание уделили и внешнему виду машины, поручив разработку дизайна “Студии Артемия Лебедева”. После ряда испытаний и тестов на безопасность вертолет можно было показывать рынку. В этот раз Шостак был уверен в победе.

Но проблемы появились снова. Когда пришло время запускать маркетинговую кампанию и знакомить со “Скаутом” покупателей, инвестор неожиданно решил выйти из проекта и свернуть деятельность “по причине нестабильности в Украине”. Финансирование проекта прекратилось, над компанией опять нависла угроза банкротства. Выйти из положения Шостаку помогли кредит в $300000 и дополнительная загрузка производства подрядными заказами для украинской гражданской и военной авиации. Сегодня эти заказы покрывают 50% затрат “Горизонта”.

В итоге Шостаку удалось собрать деньги для продолжения “полета” и летом прошлого года отправиться на одну из самых известных мировых выставок малой авиации в США. К приятному удивлению команды “Горизонта”, их продукт получил много позитивных отзывов других производителей. Также Шостак нашел американских партнеров, которые сегодня помогают продвигать “Скаут” за океаном. “Мы нацелены глобально, но американский рынок – самый большой. Поэтому с него и начинаем”, – амбициозно заявляет предприниматель.

Сегодня у “Скаута” более сотни потенциальных клиентов, которые готовы прилететь из США в Киев, чтобы испытать вертолет стоимостью $195000 и принять окончательное решение о покупке. О том, что в Америке придется еще обеспечивать сервисное обслуживание “Скаута”, Шостак не волнуется. По его словам, починить вертолет сможет любой авиационный техник, которых в США хватает. Один “Скаут” он уже продал и в Украине.

В планах Шостака – занять 30% мирового рынка в своем сегменте. Такие амбиции бизнесмен объясняет отсутствием большой конкуренции. “Если даже достичь равномерных продаж между пятью производителями, то у нас будет 20% рынка”, – резюмирует он. (forbes.net.ua/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version