Машиностроение Украины и мира

Виды испытаний – 2

Некоторые группы этой классификации условны, так как не существует четкого различия между, например, массовым и крупносерийным выпуском, дорогостоящими и недорогостоящими изделиями, большими и средними размерами, большой и средней продолжительностью испытаний. Конкретизация соответствующих понятий зависит от особенностей отрасли и сложившихся в ней представлений, но несмотря на нечеткость определений, они должны приниматься во внимание.
Так, объем выпуска изделий и их стоимость влияют на численность выборки и доступную точность оценок, от размеров изделий (например, полиэтиленовой пленки от производителя) зависят размеры испытательных установок и необходимые для них площади, от продолжительности испытаний зависит их стоимость, трудоемкость и требуемое количество стендов.
Переходя к испытаниям на безотказность, напомним, что наступление предельного состояния (ПС) детали приводит отказу узла или агрегата, в состав которого входит эта деталь. Отказ или ПС узла (агрегата) является отказом машины, в которую входит этот узел (агрегат). Подавляющее большинство отказов (например, для трактора или автомобиля около 90%) обусловлено накоплением повреждений в элементах конструкции и, следовательно, зависит от их долговечности.

Повреждения возникают и проявляются в ходе ресурсных испытаний, которые, таким образом, являются испытаниями как на долговечность, так и на безотказность. Однако одна особенность таких испытаний не позволяет считать их в равной мере информативными для оценки обоих этих свойств.
При данном (в большинстве случаев небольшом) объеме ресурсных испытаний сложных (многокомпонентных) изделий до предельного состояния такие испытания дают более полную информацию о долговечности, чем о безотказности.
Испытаниями на безотказность считают направленные ресурсные испытания, проводимые по особой методике и при специально подобранных режимах, имеющие целью вызвать отказы определенного вида. Например, режим испытаний двигателя с циклическими нагревами и охлаждениями может вызвать повреждения деталей от термической усталости; другой вариант режима может ускорить появление отказов клапанов и их привода и т. д.

К испытаниям на безотказность обычно относят также ресурсные испытания, осуществляемые для воспроизведения отказов, не связанных с повреждениями. Типичный пример — натурные испытания для проверки стабильности затяжки резьбовых соединений: условно ресурс соединения считают исчерпанным, когда усилие затяжки уменьшилось на 50% или какую-то другую оговоренную величину. Второй пример — определение продолжительности работы двигателя до образования нагара на форсунках. Третий пример — испытания для проверки стабильности регулировок и др.

(Окончание)

Exit mobile version