Желание России самостоятельно обслуживать самолеты “Руслан” в обход украинского разработчика вылилось в угрозу остановки их полетов. ГП “Антонов” обещает обратиться в международные организации и снять ответственность за обеспечение безопасности полетов Ан-124-100 на международных направлениях. Источники в отрасли признают, что у “Антонова”, который является держателем сертификата типа и занимается техобслуживанием самолета, есть рычаги давления на российских эксплуатантов.
Украинское ГП “Антонов” может запретить полеты российских Ан-124-100 “Руслан”, заявил его президент Александр Коцюба, если РФ откажется от сервисного обслуживания на киевском предприятии. Топ-менеджер подчеркнул, что если поддержание летной годности “Русланов” будет осуществляться без участия ГП “Антонов”, предприятие не сможет гарантировать безопасность воздушных судов. Авиаконструктор грозится обратиться в международные авиационные организации и снять ответственность за обеспечение безопасной эксплуатации этих самолетов на международных авиалиниях. В ГП “Антонов” уточнили, что пока соответствующие обращения предприятие не посылало.
Из-за сложностей с получением технического сопровождения от украинской стороны российские эксплуатанты “Руслана” высказали намерение отказаться от услуг ГП “Антонов” и осуществлять техобслуживание (ТО) судов на базе входящем в “Объединенную авиастроительную корпорацию” ОАО “Авиационный комплекс им. Ильюшина”. Ан-124-100 “Руслан” в России в основном эксплуатируют ГК “Волга-Днепр” и ВВС России (в парке 224-го летного отряда). В ответ в начале августа “Антонов” официально заявил, что не будет передавать права на ТО самолета российским авиакомпаниям и конструкторам. Как подчеркивается в заявлении конструктора, “любая попытка передать функции организации, ответственной за типовую конструкцию, другому предприятию при наличии функционирующего разработчика, грубо противоречит стандартам ICAO и авиационным правилам Евросоюза, США, Украины и РФ”.
Источник в Мининфраструктуры считает, что украинская сторона блефует: самолеты, о которых идет речь, были выкуплены Россией, поэтому у ГП “Антонов” “нет юридического обоснования, чтобы запретить эксплуатацию, так как это купленный продукт, а не переданный и даже не следствие совместного проекта”. Собеседник подчеркивает, что “это все равно, что вы покупаете автомобиль, а в итоге завод запрещает вам его эксплуатировать”. Однако источник в отрасли поясняет, что руководством по летной эксплуатации, где четко прописано, как и когда нужно проводить ТО самолета, занимается разработчик – в данном случае ГП “Антонов”. “Оно проводит идентификацию самолета и подписывает продление ресурса, на основе которого российские власти выписывают сертификат летной годности”, – говорит собеседник. Также, по его словам, разработчик является держателем сертификата типа. Он отмечает, что по закону без подписи разработчика российские власти не могут продлить сертификат летной годности, для этого потребуется менять законодательство.
По словам собеседника, сейчас порядка 40 самолетов не могут продлить сертификат, потому что нет документов по продлению ресурса, которые должно выдать КБ. Кроме того, решение затягивается, так как Украина не может получить от России заверения, что гражданские “Русланы” не будут использоваться в военных целях. Также собеседник отмечает, что если функции разработчика будут переданы другой организации, например КБ “Ильюшин”, у США и европейцев могут возникнуть вопросы, способно ли оно на том же уровне сопровождать самолеты, и эксплуатацию самолетов могут остановить. (Коммерсант/uaprom.info/Машиностроение Украины и мира)