Машиностроение Украины и мира

Китай: от многих производителей электрокаров хотят избавиться

Противостояние пекинской администрации и бизнесменов, работающих в сфере производства электрокаров и гибридов, усиливается.

“Верхи пишут законы – низы им противодействуют”. Эту пословицу знает каждый китайский бизнесмен.

Что эти слова означают на практике? Чиновники в Пекине имеют привычку периодически ставить очередную амбициозную экономическую задачу для всей страны. Затем работники на местах впопыхах придумывают, как бы обернуть решение пекинского руководства в свою пользу.

Видение “низов” часто отличается от мнения центрального аппарата власти, и возникает неразбериха. Точно такая, какую сейчас переживает китайская индустрия электрокаров.

В начале года государственные органы КНР вдруг обнаружили, что в 2015 г. было продано на 30 тыс. больше электрокаров, чем утверждалось в официальной статистике. Оказалось, что автопроизводители пытались заработать таким образом. Дело в том, что за продажу каждого электрокара правительство выплачивает концернам субсидии. Пронырливые бизнесмены стали “продавать” продукцию вымышленным покупателям, чтобы получить вознаграждение, сумма которого за каждый проданный экземпляр доходила до $12 тыс.

Примеру относительно известных автоконцеров решили последовать никому не знакомые стартапы. Компания под названием WM Motor за один лишь месяц своего существования каким-то неведомым образом смогла привлечь от инвесторов целый $1 млрд. При этом ни одной реальной модели компания не выпустила – лишь прототипы на бумаге.

Китайское руководство мечтает, чтобы страна вышла на первое место в мире по производству электрокаров. Но истории мошенничества, понятно, привели их в полный ужас.

Недавно Министерство индустрии и информационных технологий КНР опубликовало черновой вариант нового закона о производстве электрокаров. К середине сентября чиновники ожидают получить рекомендации лидеров этой отрасли. Судя по всему, ведомство решило железной рукой ударить по дилетантам и махинаторам: состоящий из 28 пунктов закон основательно ужесточает правила получения лицензии на производство электрокаров. По мнению министерских экспертов, компании в этой сфере нужно укрупнить – только так можно подстегнуть подлинное развитие технологий. Вполне возможно, что число лицензий на производство электрокаров чиновники ограничат десятью.

Когда Китай решил субсидировать производство электрокаров, инвесторы просто заплясали от восторга. В результате страна уже заняла лидирующие в мире позиции по производству электрокаров и гибридов. В этом году их совокупные продажи по прогнозам достигнут отметки в 600 тыс. экземпляров, что трижды превышает аналогичные показатели в США.

Это достижение пекинские чиновники хотели бы сохранить.

Негативный же аспект политики субсидирования заключается в том, что производством электрокаров, по данным агентства Bloomberg, в Китае занимаются более 190 компаний. С помощью элементарных арифметических действий мы приходим к выводу, что каждая компания в среднем производит около 3 тыс. машин ежегодно. Подобный мелкий масштаб, разумеется, не способствует рационализации производства и техническому прогрессу.

Стремительный рост компаний-одноневок, главная задача которых – воспользоваться несовершенством законодательства, пекинское руководство не устраивает. Им нужен порядок, которому призвана послужить квота на выдачу лицензий. Это решение кажется эффективным, однако подобные меры в прошлом часто оказывались тщетными.

На протяжении 1990-х и 2000-х годов центральное правительство настаивало на том, чтобы китайская автомобильная индустрия развивалась по принципу “Большая тройка – Маленькая тройка”. Согласно этой политике, все автомобили выпускались бы силами шести государственных концернов. Этого так и не произошло: сегодня в КНР более 200 автопроизводителей.

Производство электрокаров в Китае, несомненно, продолжит расти. У многих компаний в этой области огромный потенциал. В Китае на слуху такие марки, как BYD, Le Eco, NextEV и Karma. Однако сомнительных контор на пути к процветанию этой индустрии тоже будет немало. Нельзя недооценивать силу сопротивления “низов” в Китае. (forbes.kz/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version