Чтобы понять, сможет ли “Антонов” работать самостоятельно без участия России, нужно учесть, что около года назад Совет национальной безопасности и обороны включил большинство предприятий российской авиационной отрасли в санкционный список.
И уже с тех пор сотрудничество с этими компаниями практически невозможно.
Сам “Антонов” еще некоторое время использовал комплектующие, которые были закуплены до введения санкций, но уже около года идет активный поиск альтернативы. Одним из результатов этого процесса стал проект самолета Ан-132D, который исключает использование комплектующих из РФ. Становится очевидным, что россиян заменить очень просто.
Кооперация “Антонова” с российскими производителями продолжалась всю жизнь этого предприятия. Исторически, любые российские предприятия имели прочные бизнес-связи с украинскими еще со времен Советского Союза. Процесс разрыва отношений с Россией будет скорее всего болезненный и длительный. Ведь проблема не только в том, чтобы найти замену комплектующих, но и в том, чтобы из них создать новый самолет. Если замене подлежит 30-40% деталей, то это уже новый самолет, который должен получит новое название и пройти сертификацию. Это все может длиться годами. Но если “Антонов” будет эффективно следовать всем планам перехода, процесс займет 2-4 года.
Но это будет позитивно, ведь сегодняшний рынок – это “рынок Запада”. Это либо Европа, либо Ближний и Дальний Восток, которые также ориентируются на западные стандарты.
И если мы с помощью американских, канадских и французских партнеров будем перенимать именно западные технологии, то продукцию “Антонова” будет гораздо проще продать в любую страну, где понимают эти стандарты. Это позволит расширить географию продаж.
Другая проблема – это продажи. Последние 20 лет продукция “Антонова” особо не продавалась за пределами бывшего Советского Союза. И в первую очередь, в самой Украине, где были куплены лишь единицы самолетов. И если даже местные компании не покупают технику, то шансы, что ее кто-то купит за рубежом, фактически равны нулю. Кроме того, чтобы развивать сотрудничество по комплектующим, нужно активно развивать сотрудничество по совместному продвижению этого продукта на рынки Запада или Востока.
Но к украинским самолетам, которые долгое время были задействованы в транспортной авиации, есть интерес. Это наша ниша, в которой мы были достаточно успешными. Например, самолет “Мрия” – это уже брэнд, который позволяет занимать серьезное место в большой транспортной авиации. Продвижение брэндов “Мрия” и “Руслан” поможет найти партнеров. Это может быть, как Китай, так и другие партнеры с деньгами. (Александр Паращий, руководитель аналитического отдела ИК Concorde Capital/Новое время/Укррудпром/Машиностроение Украины и мира)