Машиностроение Украины и мира

Казахстан: как победа Трампа повлияет на автопром

Автопром сложно отнести к числу отраслей, состояние которых чувствительно к внешнеполитическим коллизиям. Да, будущее отрасли во многом определяет членство Казахстана и России в ВТО. Но требования стран-членов ВТО заранее известны, а интересы США на автомобильных рынках двух стран весьма скромны. Основными партнерами предприятий российского и казахстанского автопрома выступают европейские, корейские и японские концерны. Исключением являются лишь сборочные производства Ford и General Motors в Ленинградской области, GM-AvtoVAZ в Тольятти, а также казахстанский завод “АЗИЯ АВТО”, с 2007 г. выпускающий автомобили Chevrolet.

Сейчас рынки России и Казахстана находятся в низкой точке потребительской активности. Но в долгосрочном горизонте два крупнейших американских автоконцерна заинтересованы в присутствии на территории двух стран – наличие локального производства дает им ценовое преимущество. Менеджмент GM и Ford будет учитывать этот факт, как бы ни звучала риторика вновь избранного президента о возвращении рабочих мест с внешних рынков обратно в Штаты.

США не входит в число крупнейших внешнеторговых партнеров России и Казахстана, и потому смена экономического курса Соединенных Штатов может оказать лишь опосредованное влияние на промышленные перспективы двух стран. Опосредованное, но весьма серьезное.

Как известно, главным фактором развития автопроизводства служит динамика роста национальной экономики и платежеспособного спроса. Автопром пока нельзя назвать экспортоориентированной отраслью экономик России и Казахстана. Поэтому основной детерминантой развития автопроизводства остается объем сырьевой выручки. 2014-2015 гг., когда авторынок следовал за динамикой нефтяных цен, это в очередной раз подтвердили.

Экономическая программа Трампа, провозглашенная в Детройте, обещает дополнительные риски снижения мировых цен на сырьевые товары. Во-первых, победивший кандидат намерен сделать ставку на протекционизм в промышленной политике США и не спешить с соглашениями о свободной торговле. А это может отразиться на потреблении нефти и цветных металлов в Китае.

Второе – новый президент намерен форсировать сланцевую революцию в ущерб экологическим рестрикциям, а также возобновить строительство “грязного” трубопровода из Канады. При том, что объемы экспорта нефти из США уже перекрыли рекорды столетней давности.

Реализация этих планов повысит вероятность снижения котировок основного экспортного товара России и Казахстана, что чревато дополнительным давлением на валютные курсы. Предыдущий виток падения нефтяных цен повлек спад в автопроме двух стран, который продолжается вот уже третий год. (Олег Алферов, председатель правления ЮОЛ “Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана “КазАвтоПром”/forbes.kz/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version