Машиностроение Украины и мира

Россия: начата разработка системы для стыковки кораблей на орбите Луны

Холдинг “Российские космические системы” (РКС, входит в Госкорпорацию “Роскосмос”) приступил к разработке системы “Курс-Л” для перспективного российского пилотируемого космического корабля “Федерация”. Новая радиотехническая система взаимных измерений (СВИ) параметров движения для поиска, сближения и стыковки создается для работы не только в околоземном пространстве, но и на орбите Луны. Об этом сообщает пресс-служба РКС.

Новая радиотехническая система взаимных измерений “Курс-Л” для пилотируемого корабля “Федерация” разрабатывается АО “Научно-исследовательский институт точных приборов” (НИИ ТП, входит в холдинг РКС) совместно с производителем “Федерации”, ракетно-космической корпорацией “Энергия”. По планам, выход опытного образца на испытания ожидается после 2021 г. Планируется создать два варианта СВИ: упрощенный – измеритель параметров сближения для стыковки на околоземной орбите (к примеру, с Международной космической станцией), и более сложный вариант для обеспечения операций сближения и стыковки российских космических кораблей на орбите Луны.

Главный конструктор направления радиотехнических систем взаимных измерений АО “НИИ ТП” Сергей Медведев: “Сегодня наш коллектив создает принципиально новую систему для сближения и стыковки космических кораблей как на орбите Земли, так и при реализации лунных программ. Новая система вобрала лучшие наработки, использованные в последних модификациях системы “Курс” предыдущего поколения. Новая система будет легче, компактнее и сможет противостоять радиационным нагрузкам – эти требования поставлены нам создателями космического корабля”.

По планам разработчиков, “Курс-Л” будет построена по модульному принципу, который уже применяется в новой цифровой системе стыковки “Курс-МКП” – ее в ближайшее время планируется установить на борту МКС. Новая СВИ будет состоять из конструктивно законченных модулей, связанных с вычислительной системой и системами управления космического корабля. Гибкая архитектура позволит менять количество и состав модулей для каждой “Федерации” – в зависимости от миссии, для которой будет строиться каждый конкретный корабль.

“Кроме того, элементы новой системы стыковки благодаря использованию при их создании новых электронных компонентов смогут работать не только в герметичных отсеках корабля и космических станций, но и в открытом космосе. Эта особенность позволит упростить аппаратную часть приемо-передающего устройства “Курс-Л” за счет использования в одном комплексе радиолинии, работающей совместно с измерительным дальномерным каналом. Ожидается, что в 2017 г. головные компании Госкорпорации “Роскосмос”, участвующие в лунной программе, определят окончательную конфигурацию СВИ “Курс-Л” для нового пилотируемого космического корабля “Федерация”, – отметили в РКС.

Система “Курс” с 1986 г. в различных модификациях успешно эксплуатировалась на орбитальной станции “Мир”, в настоящее время работает на МКС и космических кораблях “Союз” и “Прогресс”. (aex.ru/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version