Потребность Украины в новых грузовых вагонах в 2017-2020 гг. составит 53,727 тыс. единиц по восстановительному сценарию или 69,240 тыс. единиц по инвестиционному сценарию, сообщается в материалах ГП “Укрпромвнешэкспертиза” (УПЭ) к состоявшемуся ранее заседанию Комитета по вопросам промышленной модернизации при ТПП Украины “О необходимости запуска операционной программы производства новых грузовых вагонов в Украине”.
Согласно данным УПЭ, наибольший спрос будет на полувагоны – 32,760 тыс. единиц и 44,481 тыс. единиц, а также зерновозы – 10,531 тыс. единиц и 11,271 тыс. единиц соответственно.
При этом отмечается, что текущие условия инвестирования в новые грузовые вагоны являются неблагоприятными для вагонных операторов, так как срок их окупаемости – 8-13,5 лет.
Эксперты УПЭ прогнозируют, что рост инвестиций в строительство новых вагонов повлечет за собой оживление экономики, в частности, стимулирует работу смежных предприятий, а потребление металлопродукции увеличится на 1,236 млн. т или на 1,593 млн. т, в зависимости от сценария. Кроме того, пополнится фонд металлолома за счет утилизации старых вагонов – на 1,15 млн. т.
“Реализация программы строительства грузовых вагонов обеспечит прирост промышленного производства на, примерно, 1,6% в год, сохранение рабочих мест в вагоностроении и дополнительные поступления в бюджеты всех уровней”, – констатируется в презентации УПЭ.
Согласно прогнозам, поступления в бюджеты возрастут на $147,149 тыс. или на $207,945 тыс., в зависимости от сценариев.
Кроме того, сообщается, что в настоящее время из-за нехватки вагонов и старения подвижного парка повышаются техногенные угрозы, связанные с перевозкой опасных грузов, в первую очередь в цистернах, 76% которых отработали свой нормативный срок эксплуатации (26 лет). Также неспособность в полной мере обслуживать экспортные перевозки в страны Евросоюза из-за несоответствия вагонного парка “Укрзализныци” техническим требованиям ЕС. Дополнительной проблемой является чрезмерная нагрузка на автодороги из-за дефицита вагонов-зерновозов (около 6 тыс. ед.).
“В настоящее время до 10 млн. т зерна ежегодно транспортируется в морские порты автомобилями грузоподъемностью до 80-100 т. Это приводит к быстрому разрушению автодорог и требует значительных инвестиций в их ремонт”, – отмечается в исследовании.
Ранее директор “Укрпромвнешэкспертизы” Владимир Власюк указывал на стремительное старение металлофонда страны и отмечал, что для нормализации ситуации необходимо реализовывать инфраструктурные проекты. Одним из крупных проектов по обновлению металлофонда он называл модернизацию “Укрзализныци”. “Для полного обновления металлофонда Украины необходимо внутреннее потребление металлопроката в объеме 15 млн. т ежегодно на протяжении 35 лет, а при интенсивном потреблении в объеме 19 млн. т – на протяжении 25 лет”, – констатировал эксперт.
При этом, по его данным, в 2015 г. на внутренний рынок поставлено 2,37 млн. т отечественного металлопроката и 0,74 млн. т импортного, в 2014 г. – 3,22 млн. т и 1,13 млн. т соответственно. (Metalmonitor/Машиностроение Украины и мира)