Машиностроение Украины и мира

Анализ: авторынок Беларуси в 2016 году вырос

По данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), в прошлом году дилерами было продано 26808 автомобилей (в итоговые данные не попали цифры продаж марок, не входящих в БАА, – Geely, Honda, Cadillac, Datsun, Lifan, Ravon и “УАЗ”). Это на 2,4% больше, чем годом ранее. Сохранить продажи дилерам помог вялотекущий рост цен в долларовом эквиваленте.

Некоторые игроки воспользовались привилегиями работы с российскими импортерами. В частности, Nissan запустил программу беспроцентной рассрочки в белорусских рублях сроком на 1 год. Схожую программу, только уже за свой счет, запустили дилеры Volkswagen. Многие игроки активно использовали в своей маркетинговой активности программы трэйд-ин – когда старый автомобиль можно отдать в зачет нового.

Однако как и двумя годами ранее, правила игры на рынке диктовал Renault. Французская марка использует тактику выжженной земли, не оставляя конкурентам шанса в ценовой битве. Когда еще можно было купить новый автомобиль за 13800 руб.? Цены на Duster, Sandero Stepway и другие модели практически сохранились на уровне начала 2016 г. В течение всего года французский брэнд проводил агрессивную рекламную политику. Помимо этого, Renault частенько использовал тактику противохода: когда от брэнда ждали повышения цен, дилеры французской марки неожиданно объявляли акции на снижение. Такие нестандартные ходы позволили брэнду увеличить долю на рынке до рекордных 31,4% от общего рынка новых автомобилей.

Ослаблением позиций других игроков воспользовался Volkswagen, нарастив долю с 14,6% до 16,6%. В абсолюте приросли продажи у Skoda, ГАЗ, Kia и Audi.

Больше других просел Nissan. Падение продаж связано с изменением модельного ряда для рынка СНГ. Впервые за долгие годы из десятки выпал Peugeot. Не помогла ни белорусская сборка, ни лобби “купляйце беларускае” на государственном уровне.

Чем ниже спускаемся по списку самых продаваемых автомобилей, тем тревожнее за аутсайдеров. Дилеру с продажами менее 100 автомобилей в год финансово трудно содержать автоцентр, профессиональную команду продавцов и сервисменов, развивать СТО и клиентский сервис… Да и на поддержку со стороны сервиса таким маркам, как Dong Feng или Great Wall, рассчитывать не приходится: парк автомобилей таких марок очень мал. В этих условиях 2017 г. может стать для менее успешных и раскрученных брэндов последним.

В списке наиболее популярных моделей превалируют бюджетники. Возглавляет рейтинг Volkswagen Polo – белорусы купили 3445 экземпляров седана российской сборки. В прошлом году под капотом прописался новый 110-сильный двигатель, а также были представлены версии GT (со 122-сильным мотором 1.4 TSI) и Allstar. Все эти перемены позволили поддержать интерес к модели на высоком уровне.

На пятки седану наступает французская тройка Duster (2856), Sandero Stepway (2343) и Logan (1770). По сравнению c данными 2015 г. на одну позицию поднялась Skoda Rapid (1299). Наибольшим спросом из продукции АвтоВАЗа пользовалась не разрекламированная “Лада Веста”, а утилитарный универсал “Лада Ларгус” (747).

Из новинок 2016 г. наибольший рывок продемонстрировали кроссоверы. Новая Toyota RAV4 взобралась на 8-е место (570 автомобилей). По соседству – Renault Kaptur (563). Модель могла подняться еще выше, если бы не квоты и начало продаж в конце июля. Новый Kia Sportage разошелся тиражом 438 автомобилей. Продажи “Лады Веста” достигли 320 автомобилей. Hyundai Creta также ворвался в список лучших с результатом 232 автомобиля.

Белорусы пока могут расслабиться: обязательное оснащение аппаратурой спутниковой навигации и устройствами вызова экстренных оперативных служб “ЭРА-РБ” всех ввозимых автомобилей на территорию Беларуси перенесено на 1 января 2019 г. Беларусь взяла тайм-аут на 2 года, чтобы основательно проработать данный вопрос и наконец создать службу, которая будет обрабатывать поступающие запросы. Впрочем, российский аналог – система “ЭРА-ГЛОНАСС” – заработал с 1 января. А это значит, что белорусские потребители уже являются невольными жертвами обстоятельств Таможенного союза. Согласно данным БАА, около 82% автомобилей продаваемых в Беларуси, собирается в РФ.

Все новые модели, одобрение типа транспортного средства для которых выдано после 1 января 2017 г., – однозначно подорожают на стоимость установки “тревожной кнопки”. Многие производители уже заявили, что в целях оптимизации производственных расходов оснастят “ГЛОНАССом” модели, которые имели действующее одобрение типа транспортного средства. В этой связи допустимо полагать, что подорожание коснется всех моделей, поступающих на рынок. Ненамного – на $300-400. Но зачем эти дополнительные затраты автомобилистам, если они не смогут воспользоваться всеми прелестями такой заботы до 2019 г.?

Необходимость оборудования автомобилей “тревожной кнопкой” еще больше сократит модельные ряды. Ужмется перечень дополнительного оборудования. В том числе и в премиум-сегменте, который до недавнего времени предлагал клиентам практически весь арсенал. В масс-маркете сегодня остались считанные автомобили, собираемые не в ТС. Volkswagen Golf, Renault Megane, Nissan Juke, Kia Ceed и прочие некогда популярные модели больше не доступны ни для белорусского, ни для российского рынка вследствие нововведений. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version