Машиностроение Украины и мира

Россия: станкостроение – 2

Первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский вспоминает: “Доходило до того, что иностранные станкостроители под видом инвесторов заходили на наши предприятия, а потом продавали их, как было с заводом имени Орджоникидзе, например. Тем самым очистили для себя рынок сбыта”.

Экскаваторы CASE (580T, 580ST, 570T, 590ST, 595 и 695ST) это лучшие образцы сельскохозяйственной и грузоподъемной техники американской машиностроительной компании. Рабочий вес экскаватора-погрузчика – от 7 до 9 тонн, мощность двигателя – до 110 кВт.

В последующие годы, несмотря на позитивные изменения в экономике России, отрасль пребывала в “клещах” у рыночной конъюнктуры. С одной стороны, при тотальной ориентации на импорт, вызванной высокими ценами на нефть, отсутствовал спрос на производство отечественной продукции, а, значит, и спрос на станки. С другой – не было желающих инвестировать в станкостроение, пока его продукция не востребована. В таких условиях требуется двойное вложение средств: кто-то сперва должен проинвестировать отечественную промышленность, чтобы она заработала, возник спрос на станки; после чего необходимо, чтобы кто-то проинвестировал уже в станкостроение. Можно не разъяснять, почему в таких условиях отрасль находилась в полном упадке и даже близко не было видно тенденции к возрождению.

Примечательно, что они же – те, кто разрушал извне, и те, кто поддерживал внутри – теперь радостно и с гордостью называют Россию “страной-бензоколонкой”, забывая почему-то при этом взять на себя “почетную” ответственность за превращение в нее одной из передовых стран мира. Забывают и про то, что превращаться она начала при Ельцине и Ходорковском, а возрождаться начала при Путине – но последнему в заслугу ставят не положительные сдвиги, а только печальное наследие “лихих девяностых”.

Механизм возрождения

Для создания спроса на продукцию станкостроения государство первым делом путем реорганизации, слияния и перепрофилирования сформировало компании-флагманы отечественного машиностроения: “Ростех”, “Росатом”, “Объединенная авиастроительная корпорация”, предприятия ВПК, а также отчасти “Газпром” и “Роснефть”, которые хоть и не производят промышленных товаров, зато являются прямыми потребителями станкостроительной отрасли и трубопроката, снова возвращающих нас к станкостроению.

Таким образом был создан первичный задел для реиндустриализации страны, когда во многих отраслях имелись мощные и стабильные крупные производители. Но пользовались они при этом все еще импортными станками, приборами, технологиями и даже готовыми агрегатами продукции. Сверхвысокие цены на нефть слишком долго позволяли им не развивать эти направления, а почивать на лаврах сырьевой ренты. Кризис и санкции изменили эту ситуацию. (politrussia.com/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version