В СССР наличие автомобиля в семье не являлось нормой. Тогда люди покупали «ВАЗ» «классику» или «Москвичи». Эти автомобили не особо отличались техническими характеристиками, дизайном и стилем. Именно поэтому Волжский автозавод принял решение создать новый автомобиль, который существенно отличался бы от предыдущих моделей и который бы люди активно покупали в кредит или брали в лизинг.
К шестидесятилетию советского автопрома, в 1984 году, была выпущена первая машина с передним приводом — ВАЗ 2108. Позже на ее базе вышла модификация «восьмерки» — ВАЗ-2109. Главное отличие модели от предшественницы – наличие пятидверного кузова. Выпускалась данная модель с 1987 по 2004 год. После свертывания производства в России автомобиль собирали еще 7 лет на Украине, вплоть до 2011 года.
Несмотря на родственную связь 2108 и 2109, они оказались непохожими. ВАЗ-2108 смотрится и выглядит спортивнее, чем «девятка» за счет своих двух широких дверей и массивной центральной боковой стойки. ВАЗ-2109 оказался семейным и практичным автомобилем.
Конструкторы ВАЗа добавили систему вентиляции салона, разместили дворник на заднем стекле. Помимо этого, еще один плюс к практичности – это складывающиеся задние сидения, которые позволяли увеличивать пространство багажника. Это позволяло транспортировать крупногабаритные вещи. Также, стоит отметить, что в салоне устанавливалась низкая панель приборов, которая была сделана из энергопоглощающего пластика.
ВАЗ-2109 оснащался бензиновым двигателем, который впервые на советском автомобилестроении размещали в моторном отсеке поперечно. Выпускали машину с объемом двигателя 1,1, 1,3, 1,5 литров. Ранние выпуски были с карбюраторной системой подачи бензина, а на более поздние устанавливали инжекторную. Трансмиссия — механическая, пятиступенчатая. Вдобавок еще одним преимуществом автомобиля является установление сцепления нового, беззазорного сцепления. Это обеспечивало размеренный и безопасный ход машины.
Также, стоит отметить, что именно с данной модели Волжский автозавод для окрашивания кузова впервые начал применять краску металлик.
Часто дизайнеры меняли внешний облик «девятки». В 1991 году изменения претерпел перед машины. Конструкторы изменили конструкцию крыла автомобиля, удлинив его. В 1995 году была видоизменена решетка радиатора.
Автомобиль ВАЗ-2109 получил широкую известность и спрос. Его надежность при эксплуатации вызывала уважение водителей. Данный автомобиль можно ежедневно встретить на дорогах страны.